Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Детектив с запахом гари

23 января своё 90-летие отметит особенная служба, в чьих рядах на Слободской земле трудятся всего двое специалистов. Речь идёт о дознавателях пожарного надзора. Когда поступает тревожный сигнал – они выезжают на пожар вместе с нарядами, которые будут тушить пламя. Задача дознавателя в это время – начать расследование инцидента.

Василий Касаткин и Никита Осетров

Умнее поджигателя, выносливей стихии…

«Разговорить» единственного свидетеля ЧП. Перелопатить вручную сто квадратных метров пожарища, – это тоже часть их служебных будней.

Есть специальности массовые, а есть в буквальном смысле штучные. Василий Касаткин и Никита Осетров – те самые дознаватели, которые расследуют все пожары на Слободской земле.

Кто-то, глянув на их «поле деятельности», только руками разведёт:

– Чего тут искать, если огонь всё уничтожил?

Но решающим вещдоком могут стать и обгоревшие фрагменты проводки, и остов электроприбора – мелочей в этой работе не бывает. Известны случаи, когда первым свидетельством поджога был специфический запах, витающий над пожарищем (а специалист на то и специалист, чтобы отличить по запаху след «мирной» бытовой химии от горючего состава, который кто-то разливал со злым умыслом).

Кстати, за 2017 год на Слободской земле зафиксировано четыре поджога.

Найти очевидца – ещё не результат. Чтобы не ввязываться в хитросплетения чужих несчастий, очевидец может и промолчать (не говоря уж об том, что иногда очевидец и есть тот человек, из-за халатности которого вспыхнул пожар).

Поэтому дознаватель по роду службы должен быть хорошим психологом. А найти общий язык нужно с самыми разными людьми, от бизнесмена до гражданина без определённого места жительства.

Много печальных сторон людской жизни видит дознаватель в своей практике. Хоть и нечасто, но до сих пор в нашем краю случается, что злоумышленник устраивает пожар, чтобы скрыть какое-то другое преступление, совершённое здесь ранее. (Именно так осенью 2016-го в Слободском был сожжён старинный двухэтажный дом на углу Грина/Гоголя).

Сгоревший дом угол Грина/Гоголя

«Нет режима – зато хватает экстрима»

«В любое время суток и невзирая на погоду» – разве что так можно охарактеризовать их служебный режим. Бывает, что новость об экстренной ситуации отрывает и от праздничного стола. В отсутствие дороги порой приходится добираться к месту ЧП на лодке или снегоходе.

Начало расследования (на месте событий), как правило, происходит в самых суровых условиях. Свет ручного фонаря едва пробивает клубы ледяного тумана, слышен зловещий треск полуразрушенных конструкций… но чтобы докопаться до истины, дознавателю придётся заглянуть и на чердак, и в подвал. Меньше всего в эти часы он походит на образ литературного сыщика в элегантном костюме.

…А потом его ждут дни кропотливой кабинетной работы – когда полученные факты должны сложиться в чёткую картину происшедшего. Но о тех первых часах на месте событий будет напоминать запах гари (в служебную одежду он въедается так крепко, что полностью вывести его почти нереально).

Их героическая работа не на виду у земляков. Но хочется, чтобы люди о ней знали.

Информация – С. Гурин, начальник ОНДПР Слободского района и г. Слободского