Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Легенда на семи аккордах

Алексей Винокуров

В числе октябрьских круглых дат — 25-летний юбилей группы Rommitz & the Ol’ Time Shakers.

Корни их музыки — далеко за океаном и в ушедших 1950-х (эпоха лучших надежд и искренних чувств — как за рубежом, так и в послевоенном СССР).

Корни самих музыкантов, к удивлению некоторых слушателей — в городе Слободском, где группа в первое время репетировала в школе № 9 (в тот самый период, когда школу реформировали и она становилась Лицеем № 9).

Впрочем, половина группы и сейчас живёт в Слободском — в том числе неизменный гитарист The Shakers Алексей Винокуров.

Есть один факт, который периодически становится сюрпризом даже для постоянных слушателей группы The Shakers: именно Алексей в далёком 1994-м, когда ему было 15 лет, написал «Спать пора» — песню, которая и сегодня звучит как завершающая на слободской «Акустике».

Я попросил Алексея рассказать немного именно об этом — об истории создания такой «долгоиграющей» песни, и могут ли повторить этот успех слобожане, которым сегодня 15 лет?

The Shakers

— Зимой-весной 1994-го в лагере «Белочка» проходил лагерь городского актива, и я был одним из его участников. Сложилась такая традиция: перед отбоем мы собирались всем активом, чтобы пожелать друг другу спокойного сна и рассказать сказку на ночь.

Для одного из этих вечеров я и написал «Спать пора», поддавшись общему лирическому настроению.

 

— Мой стаж гитариста тогда составлял всего около года. Но за плечами уже была музыкальная школа по классу скрипки. В музыкальной школе преподаватель не раз говорила, что с опытом скрипичной игры, если захочу, я освою гитару за каких-то пару недель.

Помнится, примерно так и вышло: когда после прихода в городской штаб актива у меня появился интерес к гитаре — пары недель хватило, чтобы выучить некоторые простейшие аккорды, которые в обиходе зовутся «дворовыми» или «блатными» (в противопоставление сложным «джазовым»). И когда указательный палец левой руки привык справляться с баррэ — оказалось, что мне доступен широкий репертуар туристических и других песен, популярных в лагере актива.

 

— Я занялся написанием своей песни, совсем не думая о её дальнейшей судьбе. Не было даже мысли о её широком признании, о записи на плёнку и т.д. Просто в тот момент хотелось себя выразить таким вот образом, и когда это произошло — я был очень доволен.

А на летней смене «Лидера», всё в том же 1994-м, мне довелось исполнить её на так называемом комиссарском концерте — перед аудиторией примерно из 200 человек. Это был завершающий номер программы, и когда затих последний аккорд — слушатели встали. Их аплодисменты длились, насколько помню, около 15-и минут. Я был немного смущён происходящим и укрепился во мнении, что творчество — очень важная часть нашей жизни (даже если у вас нет планов сделать его основной профессией).

 

— Несколько раз в течение последующих лет бывали ситуации, когда «Спать пора» исполняли при мне, не зная, что слушатель = автор. Периодически натыкаюсь на её запись в интернете (в своём или чьём-то другом исполнении).

А вообще, это обычная история, что песня (так же, как книга или фильм) после создания живёт своей жизнью. Иногда в ней появляются новые оттенки смысла, о которых автор даже не думал. Часто секрет успеха песни в том, что она появилась «в нужное время в нужном месте» — и попала, так сказать, на подготовленную почву. Наверное, это и произошло в случае со «Спать пора».

Спустя все эти годы простота её текста вызывает у меня улыбку. Но заметьте: я не говорю, что для песни это минус. В большинстве песен музыка первична — она создаёт настроение и широкое поле ассоциаций, а потом текст в чём-то упрощает возникший образ, хотя и добавляет картине ярких штрихов.

 

— У тебя есть совет начинающим авторам, как написать нечто подобное — простое, но необъяснимо «цепляющее»? Нужно ли для этого ждать вдохновения, или правильнее пнуть себя под одно место и сделать волевое усилие?

— Совет один: если хочется играть и сочинять — надо играть и сочинять. Но при этом чётко понимать, что качество результата никак не связано с объёмом твоих усилий. Какие-то хорошие идеи приходят в один момент — как бы сами собой. А потом ты тратишь ещё месяцы, чтобы придумать недостающие два такта. Здесь почти всегда нужен характер, чтобы не опустить руки на полдороге.

Конечно, вдохновение — лучшее «топливо» для творчества. И поводов вдохновиться более чем достаточно, особенно в юности. Думаю, в этом смысле наша современность ничем не хуже начала 90-х.

 

— Ты говоришь, что в 1994-м (когда создана «Спать пора») твой стаж гитариста составлял лишь около года. Но как же тогда история группы The Shakers, которая ведёт отсчёт с 1992 года?

— В первый год существования группы я играл на бас-гитаре, пока не перешёл на шестиструнку в связи с «кадровыми перестановками» в коллективе.

 

— А что было в тот день — среду 21 октября 1992 года — который группа использует как точку отсчёта?

— Был День рождения Лицея в нашем школьном (точнее, уже лицейском) спорт-зале. И мы вышли на публику с двумя песнями — одним рок-н-ролльным стандартом и одной балладой из битловского наследия.

 

— Я помню, что начало 90-х было не самым благодарным временем для музыкальных экспериментов — в основном стабильный спрос был на репертуар для дискотеки.

— Мореходы знают, что если поставить парус под нужным углом, то можно идти почти навстречу ветру. Вот примерно так мы и поступали. Благодарность одной части публики двигала нас вперёд, но и недовольство другой части — тоже. Хотелось отстоять свою правду перед лицом людей, которые считали, что если ты живёшь в 90-х в российской глубинке, то надо не выделываться и играть шансон или «Сектор Газа».

 

— Если посмотреть слободские афиши 20-летней давности, там группа фигурирует как «Шейкер» (на русском языке и в единственном числе). Отчего современное название так отличается от первоначального?

— «Шейкер» было первоначальным названием, которое со временем обзавелось окончанием «-ы» (ведь вас же четверо, — говорили люди). Потом в 2002-м мы впервые выступили в легендарном питерском клубе «Money Honey», где публика высказала мнение:

— Раз у вас англоязычный репертуар, то и название должно быть — The Shakers.

И это звучало резонно.

После всего, с годами мы открыли для себя, что за рубежом уже есть несколько коллективов, которые называются The Shakers. Правда, они собрались позднее, чем мы. Но вместо того, чтобы с ними спорить и входить в конфронтации, мы предпочли увеличить своё название до Rommitz and the Ol’ Time Shakers. Тем более предпосылки к такому изменению возникали и раньше, — но это уже отдельная длинная история.

 

— К 25-летию вашей группы вышли несколько публикаций, можно так сказать, с оттенком скандальности, где упоминаются драки и другие гастрольные приключения. Вы сознательно выдали прессе эту информацию, или произошла незапланированная «утечка»?

— С годами вокруг многих исполнителей начинает создаваться своя мифология. Например, среди ночи в гостиничном номере падает контрабас и роняет футляры с другими инструментами — а потом на местном сайте появляется история, как «музыканты в номере подрались, когда делили гонорар»))) По опыту мы знаем, что если заниматься опровержением таких версий — получится ещё больше шумихи из ничего. Поэтому все в группе спокойно относятся к каким-то легендам, которые попадают в СМИ. Тем более ни в чём таком особенно предосудительном нас не подозревали.

Подготовка публикации — Владислав Никонов

Автор фото — Илья caliban Малых

Фото представлены группой Rommitz & the Ol’ Time Shakers