Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Крест и крейсер встанут на погосте

6 марта на Слободской машстройзавод по приглашению его генерального директора пришли двое слобожан — руководитель клуба «Ладомир» Владимир Шулаков и заведующая Центром чтения детей и подростков Любовь Елькина.

Оба гостя — инициаторы создания мемориала на могиле Семёна Катаева (похороненный на Троицком кладбище слобожанин, ставший героем русско-японской войны в ходе службы на крейсере «Варяг»).

Инициаторы убедились, что изготовление памятника уже идёт, застав за этой работой слесаря специальных операций В. Василенко (работающего на производстве с 1982 года).

Монумент станет уменьшенной копией памятника «Варягу» в шотландском городе Ленделфут — это будет металлический крест высотой 2,5 метра и толщиной 30 см.

Сбор пожертвований на памятник продолжается в Центре чтения детей и подростков и в Слободском краеведческом музее.

Открытие мемориала запланировано на 12 июня.

На основе информации Л. Елькиной (Центр чтения детей и подростков)

Копия «Варяга»
В руках Владимира Василенко — вырезанная лазером из нержавеющего листа копия «Варяга» (одна из деталей памятника). Железный корпус планируют покрыть чёрной эмалью с эффектом металлика.

От Филадельфии до Ленделфута

История «Варяга» от постройки до затопления

Бронепалубный крейсер 1-го ранга, передовой по оснащению для своего времени, построен в Филадельфии (США) в 1899 году по заказу России.

В 1904 году сильно повреждён в своём первом сражении в ходе русско-японской войны, противостоя японской эскадре у Чемульпо (Корея). Экипаж сражался героически, погибло 130 из почти 600 человек. Капитан решил затопить крейсер, чтоб он не достался врагу. Уцелевших моряков (и в их числе слобожанина Семёна Катаева) приняли на борт нейтральные суда.

В 1905 г. японцы подняли судно со дна. Найденные личные вещи капитана В. Руднева возвратили ему в Россию, а после войны Япония даже наградила его орденом «Восходящее солнце» — поскольку поступок российского капитана в 1904-м соответствовал канонам самурайской чести.

Крейсер переименовали в «Сойя» и использовали как учебное судно.

Когда началась первая мировая война, Япония и Россия стали союзниками. Выкупив у Японии «Варяг», Россия включила его в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Крейсер совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане (современный Мурманск), а в феврале 1917-го был отправлен на ремонт в Великобританию.

После революции новое, Советское правительство не стало оплачивать ремонт «Варяга», и британцы забрали себе крейсер за долги, а в 1920 году — продали его Германии на металлолом. Однако при буксировке «Варяг» сел на мель у побережья Шотландии, был здесь брошен и с годами ушёл под воду.

Любители символических толкований говорят: должно быть, характер экипажа передался и судну — потому «Варяг» и предпочёл уйти на морское дно, чтобы не попасть в промышленный утиль.

Точное место затопления «Варяга» официально установила в 2003 г. экспедиция, которой руководил российский журналист Алексей Денисов.

Крейсер затонул неподалёку от рыбацкого посёлка Ленделфут, что в шотландском графстве Южный Эйршир.

8 сентября 2007 года в Ленделфуте открыт памятник «Варягу», ставший первым памятником русской воинской славы на территории Соединённого Королевства. Авторы проекта памятника — трое воспитанников петербургского Нахимовского военно-морского училища (их проект выиграл всероссийский конкурс).

На основе информации интернет-СМИ

Подготовка публикации — Владислав Никонов