Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

«Истории о войне» –

новый интернет-проект слободского Центра патриотического воспитания имени Григория Булатова

Валентин Иванович Воробьёв в молодости

Проект посвящён 78-й годовщине Великой Победы и знакомит читателей с воспоминаниями слобожан – участников Великой Отечественной войны, записанными в разные годы для издания краеведческих сборников.

3 мая в рамках проекта ВКонтакте на странице Центра имени Булатова опубликован рассказ о жизни и службе Валентина Ивановича Воробьёва.

Валентин Иванович памятен многим слобожанам старшего поколения: до середины 1980-х он руководил узлом почтовой связи в Слободском.

В 1944-м Валентину Воробьёву не было ещё и 20-и лет, когда он получил ранение, освобождая от врага Белоруссию и Прибалтику.

Вот выдержка из воспоминаний фронтовика, рассказывающая об этих событиях сентября 1944 года:

К вечеру нашему взводу поступила команда – прочесать лес справа от дороги. Мы растянулись в цепь, как положено, прошли по массиву и вышли к речушке. Там расположились, чтобы перекусить. Вдруг из низины нам машет командир. Мы поняли, что на противоположном, поросшем лесом склоне немцы. Быстро собрали свои пожитки – и туда. Командир объяснил: надо взять высоту, очистить её от немцев. Немного поднялись вверх и увидели убитых лошадей и наше орудие, в которое они были запряжены. Похоже, что совсем недавно тут уже шёл бой.

В это время началась стрельба. Огонь был не только автоматный, но и миномётный. Одна мина угодила прямо в то место, где мы только что собирались ужинать. Шальной пулей меня ранило в левый локоть. Теперь я не мог стрелять. Отдал автомат, положенный мне как заместителю командира взвода, одному из бойцов, а у него забрал трёхлинейку и двинулся обратно.

Я помнил наши исходные позиции, где стояли подводы полевой медсанчасти. Но как туда добраться? Перестрелка продолжалась. По немецким голосам было ясно, что враги совсем рядом, но точно понять, где они – трудно. Если идти лесом, то можно внезапно на них наткнуться. Идти другим путём, через открытую поляну – тоже большой риск, ведь здесь я как на ладони.

Взвесив риски обоих вариантов, решил прорываться через поляну – бежать короткими рывками, падать и потом снова бежать.

В итоге, когда я добрался до санчасти, то обнаружил, что полы моей шинели продырявлены пулями. Вспомнил, что бежал с распахнутой шинелью. Вот так повезло, остался жив.

В медсанчасти меня перевязали и вместе с другими ранеными отправили в Цесис (город в Латвии), на окраине которого был развёрнут медсанбат. Уже стемнело. Только двинулись в путь, как немцы запустили в небо какие-то осветительные снаряды, что-то вроде зондов. Стало светло как днём. Пришлось пережидать, пока эти снаряды не прогорели полностью.

Это случилось 26 сентября. На следующий день замполит нашей роты навестил меня в полевом госпитале и сказал, что представил к награде – ордену Славы III степени. Тогда я не знал, что там вышло с представлением, одобрили его или нет, а может, документы где затерялись или ещё что. Но скажу, что награда нашла меня только в 1991 году.

Валентин Иванович Воробьёв

А тогда мне в полевом госпитале наложили гипс, посадили на поезд и отправили долечиваться в Ленинград в стационарный госпиталь...

Воспоминания Валентина Ивановича Воробьёва включены в краеведческий сборник «Слобожане в битве за Белоруссию», выпущенный коллективом Центра имени Булатова в 2011 году.