Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

«Тот самый полигон, который нам ставят в пример…»

на совещаниях разного уровня граждане уже так много слышали о нём, – теперь можно и посмотреть

Полигон ТБО Костино 1

Борис Портных – в числе активистов из Вахрушей, которые продолжают настаивать, что полигону ТБО не место в Осинцах.

17 ноября Борис с единомышленниками побывал в окрестностях Костино – на том самом действующем полигоне, который активистам из Вахрушей чиновники часто ставят в пример (мол, там нормы экологии соблюдаются, и в Осинцах будет не хуже).

Костинский полигон эксплуатирует то же предприятие, которое выступило заказчиком полигона возле Осинцев – кировское ООО «САХ».

Свой рассказ о реалиях Костинского полигона Борис Владимирович подкрепляет фотоснимками, которые делал по ходу осмотра.

Птичьи стаи встречают каждую машину со свежим мусором. Птиц здесь такое количество, что сотрудница областного министерства охраны окружающей среды, которая ранее утверждала, что птиц нет на этих полигонах, предпочла остаться в служебной машине.

Полигон ТБО Костино 2

На территории, куда мы приехали, за КПП находятся два объекта – старая муниципальная свалка (в нерекультивированном состоянии) и эксплуатируемый в настоящее время полигон САХа.

На въезде осматривают открытый транспорт. Есть камеры видео-наблюдения. Мусор из закрытых мусоровозов осматривают непосредственно на полигоне – после того как вывалят из машины.

Ещё у въезда – куча автопокрышек. Их принимают отдельно и высортировывают из привезённого мусора.

Есть на въезде и предписанная правилами ванна для мытья колёс автомобилей. Но зимой, видимо, ею не пользуются.

На полигоне нас встретили представители САХа – директор Игорь Крысов и инженер Алексей Тарасов. Пока мы (представители группы активистов) просто осматривали полигон, чиновники не проявляли к нам особого интереса – собравшись группой, они общались меж собой на свои темы.

Но стоило мне направиться в сторону рабочих, занятых сортировкой мусора, как И. Крысов оставил коллег, чтобы последовать за мной. Не для того ли, чтобы проконтролировать реплики сортировщиков?

Полигон ТБО Костино 3

У подножия полигона – куча древесных отходов и агрегат-измельчитель (он на верхнем фото). Вся древесина перед захоронением должна бы проходить через него (чтобы уплотнить укладку и уменьшения риск возгорания). Однако присутствие измельчителя не помешало нам увидеть на полигоне довольно крупные фрагменты древесины. Например, строительные поддоны.

Здесь же мы увидели немало другого строительного мусора, сваленного в общую кучу.

Полигон ТБО Костино 4

К верхушке образованной мусором возвышенности серпантином ведёт дорога из железобетонных плит. По ней мусоровозы поднимаются на площадку разгрузки. На этой площадке со стороны, куда дует ветер, стоят сетки-улавливатели лёгких фракций – чтобы пакеты, бумажки и всё подобное при разгрузке не уносило ветром.

Полигон ТБО Костино 5

Поднявшись на верх мусорной горы, машины не заезжают непосредственно на мусор (берегут колёса от проколов) и разгружаются на площадке. Выгруженный из машин, этот мусор сразу осматривают рабочие САХа в оранжевых жилетах с большими мешками. Видно, что они отсортировывают: древесину (в измельчитель), металл, бумагу, полиэтилен, покрышки. Остальную массу мусора уталкивает и трамбует гусеницами специальный бульдозер.

Всё это время наша экскурсия проходит на фоне птичьего гомона: вороны, галки, голуби, воробьи роются в мусоре, кружат над ним и сидят на окружающих полигон деревьях. По-видимому, в тёплое время года к ним присоединятся ещё и чайки.

Притом полигон расположен в 15-километровой зоне аэропорта Победилово и находится на пути полосы снижения (где самолёты заходят на посадку).

Возле разгрузочной площадки видна одна из вентиляционных скважин, которые уходят в глубину полигонного тела. Из неё выходит свалочный газ. Запах предсказуемо мерзкий. А какова опасность этого выброса? Один наш спутник отважился подойти к трубе и сделать рядом с ней пару глубоких вдохов. Тут же ему стало дурно, и в таком состоянии, борясь с тошнотой, он провёл ещё несколько минут. А ведь этот «выхлоп», на минуточку, не в космос улетает – 24 часа в сутки и 7 дней в неделю он поступает в местный воздух и разносится по округе.

Полигон ТБО Костино 6

Специалисты объясняют: скважины нужны, чтобы стравливать свалочный газ из тела полигона и снижать его давление в мусорной толще. Основной компонент свалочного газа – метан. Также в нём содержится сероводород и другие газы.

Высота полигона – на взгляд примерно 25 метров. Не худший вид открывается с его вершины. Однако насладиться красотой родных просторов мешает осознание, что стоишь на макушке «экологической бомбы».

Из подножия старой (нерекультивированной) свалки, за которой также следит САХ, по всему периметру рукотворной горы сочатся ручейки тёплого вонючего фильтрата. Он не замерзал, хотя на улице было –15 °С, когда мы приехали.

Представители министерства экологии заверили, что ПДК (предельно допустимая концентрация) вредных веществ в 7-метровой наблюдательной скважине остаётся в норме. Облегчённо выдохнуть от данного заверения нам мешает тот факт, что за прошедшие месяцы мы слышали уже десятки разнообразных заверений про «всё в норме» (документы в норме, параметры в норме и т.д.). И многие из этих заверений жёстко разошлись с реальностью. Дошло до того, что прокуратура заговорила о вероятной подделке документов при строительстве полигона!

Юридически собственник обеих свалок в Костино – город Киров. Бремя их содержания несёт администрация областного центра; САХ – эксплуатирующая организация. Насколько я понимаю, в будущем возможен и такой сценарий, что САХ покинет данный объект. И тогда, как бывает у нас в целом ряде отраслей, найти ответственного за выявленные нарушения и спросить с него будет ещё сложней… А где гарантия, что такого не произойдёт и в Осинцах, если там появится полигон?

Подготовка публикации – Виктор Хардин,
на основе рассказа и фотографий Б. Портных