В составе 311 стрелковой дивизии на фронтах Великой Отечественной воевало немало земляков-слобожан. В их числе были работники местных типографии и газеты – редактор Плюснин и печатник Захваткин
О судьбах Алексея Плюснина и Леонида Захваткина я узнал из материалов, которые собрала жительница города Слободского Марина Анатольевна Колеватых (уже на протяжении нескольких лет она системно изучает историю 311 СД).
Памятник слобожанам, воевавшим в 311 СД, планируют открыть в городе Слободском (в аллее у Вечного огня) 22 июня этого года.
Здесь и сейчас – выдержки из материалов, связанных с А. Плюсниным и Л. Захваткиным.
Работал в типографии, потом служил в разведке
На этой фотографии Леонид Захваткин – второй слева, запечатлённый в коллективе газеты «За Родину» (да, у 311 СД были свои типография и газета).
Снимок сделан в сентябре-октябре 1941 года в Ленинградской области (при обороне Киришей).
История появления снимка сохранилась в воспоминаниях фотокорреспондента 311 СД Даниила Фёдоровича Онохина:
– …Я открыл дверь комнаты. Наборщики Евгений Болотин и Петр Зорилов сидели у касс и набирали гранки. Секретарь Пятков в тапках на босу ногу просматривал свежий оттиск газеты. Печатник Леонид Захваткин сидел на скамейке около секретаря, помогая ему обрабатывать заметку. Редактор что-то писал на столе, заваленном кучей папок. Я попросил товарищей не менять позы и сфотографировал эту сцену.
История фронтовых наград Леонида Захваткина (на основе данных наградных листов):
18 апреля 1942 года награждён медалью «За боевые заслуги»
Старший сержант Захваткин, будучи старшим печатником типографии, ежедневно работал по 18-20 часов у печатной машины, обеспечивая регулярный выход газеты.
28 августа 1941 года в бою у деревни Жар проявил храбрость и мужество: после немецкой атаки на командный пункт части вынес из-под обстрела раненого капитана - командира дивизиона.
В мае 1943 года награждён медалью «За оборону Ленинграда» (будучи на тот момент уже начальником типографии)
25 октября 1944 года награждён орденом Отечественной войны 1 степени (в этот раз – как разведчик в составе 229 СД)
…Старший сержант Захваткин Леонид Николаевич, разведчик разведывательной роты 229 СД, в сентябре 1944 года при наступлении в районе Тарту 3 Прибалтийского фронта осколком мины получил слепое осколочное ранение позвоночника с повреждением спинного мозга. По заключению врачей, ранение тяжёлое, и по выздоровлению останется инвалидом.
Так завершился фронтовой путь Леонида Захваткина. Его земляка-слобожанина Алексея Плюснина к этой поре уже три года как не было в живых – погиб в декабре 1941-го, защищая подступы к Ленинграду.


В мирной жизни редактор, на войне политрук. И навеки – тридцатилетний
На довоенном снимке – Алексей Иванович Плюснин со своей супругой Ольгой Васильевной.
Алексей Иванович родом из деревни Плюснёнки, что находилась недалеко от села Ильинского. До войны жил в городе Слободском и работал ответственным редактором местной газеты «Ленинский путь» (та самая, что после переименования теперь называется «Слободские куранты»).
Луиза Алексеевна Никитина (в девичестве Плюснина) – предвоенный и современный снимки.
Сейчас жительница Слободского Луиза Алексеевна Никитина (дочь Алексея Плюснина) – уже бабушка. Летом 1941-го она была пятилетней девочкой – и так сложились обстоятельства, что маленькая Луиза единственная из семьи смогла проводить отца, когда в середине августа он отправлялся на фронт со двора типографии:
– Подняв над землёй, папа поставил меня на подножку большой машины, гружёной типографской бумагой. Крепко обнял, поцеловал и сказал: «Слушайся маму и помогай водиться с Галинкой. А мы разобьём немцев, я вернусь, и мы с тобой пойдём на рыбалку, как ты просила».
Упомянутая «Галинка» – младшая сестра Луизы Алексеевны, которая появилась на свет уже в войну, 12 июля 1941 года.

Вот выдержки из писем, которые Алексей Плюснин писал с фронта своим домашним:
12 октября 1941 года
Добрый день, дорогая семья! Лёля, Луиза и Галя. Шлю свои лучшие пожелания. Сообщаю, что я жив. Сегодня отправляюсь на новую работу политруком роты связи. Буду всё время на передовой. Лёля, пиши, что нового в городе и редакции. Здесь я видаю Шибанова со спиртзавода, Реунова с Жеребка, Захваткина с типографии, Владимирова Аркашу.
23 октября 1941 года
…Наша часть теперь не даёт ни шагу продвинуться врагу, крепко обороняем город Ленина. Немецкие фашисты найдут себе могилу, где находимся мы.
Земляк-слобожанин сдержал слово ценой своей жизни – погиб 7 декабря 1941 года, когда части 311 СД в составе ударной группы 54 армии удерживали противника на подступах к станции Войбокало (гитлеровцы рвались сюда с целью перекрыть «Дорогу жизни», которая связывала осаждённый Ленинград с большим миром).
18 декабря (уже после гибели Алексея Плюснина) ударная группа 54 армии перешла в решительное наступление. В 30-градусный мороз и метель за восемь суток части дивизии прошли с боями более сорока километров, освободив десять населённых пунктов. Волховская группировка противника была разгромлена.
Вот что пишет Даниил Онохин в книге «От Вятки до Эльбы» о боях у совхоза «Красный Октябрь», в которых сложил голову Алексей Плюснин:
– 2 декабря 1941 года. Темп продвижения противника настолько мал, что исчисляется уже не километрами, а метрами. Но фашисты всё ещё не потеряли надежду сломить нас. И чем медленнее становится их продвижение, тем упорнее и яростнее схватки.
Судьба вдовы и дочерей А. Плюснина сложилась непросто: у Ольги Васильевны после тяжёлых родов и от переживаний о муже стали отниматься ноги. Луиза, в своём ещё дошкольном возрасте, оказалась в доме за старшую – и водилась с младшей сестрёнкой, и ухаживала за больной мамой.
Когда с фронта сообщили, что Алексей Иванович погиб, Ольга Васильевна совсем слегла, и её надолго положили в больницу, а маленькую Галину на несколько лет определили в дом малютки (за самой Луизой в эту пору присматривала соседка).
Через несколько лет здоровье мамы немного улучшилось, и маленькую Галю взяли из дома малютки обратно в семью. Однако работать Ольга Васильевна уже не могла – стала инвалидом. Семья жила на пенсию, положенную за потерю кормильца (469 рублей – очень скромная по тем временам сумма).
И всё-таки вдова фронтовика сумела воспитать и вывести в люди обеих дочерей: Луиза закончила педучилище, а Галина пошла по медицинской стезе.
Надо ли уточнять, что сегодня Луиза Алексеевна – одна из тех земляков, кто с особенным чувством ждёт открытия мемориала воинам 311 СД в Слободском? Известно, что в его основание будет заложена земля с братских могил воинов 311 СД, доставленная из Новгородской и Ленинградской областей.
Подготовка публикации – Дмитрий Лалетин
На основе фото- и текстовых материалов,
предоставленных Мариной Колеватых