Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

«Похоронили вятских итальянцев» –

такую публикацию Алексей Ивакин (уроженец Слободского, писатель, поисковик) сделал в своём интернет-дневнике 3 марта

Кто следит за местной повесткой – тот и без моей подсказки уже догадался, что речь о военнопленных времён Великой Отечественной, чьи останки в 2017-2018 годах поднимали на Слободской земле неподалёку от Шихово.

Алексей Ивакин

В своей публикации Алексей Ивакин цитирует (с переводом) слова Филиппо Скади – командира итальянско-вятского поискового отряда:

– Bentornati a casa! Vi avevamo promesso di riportarvi dalle vostre famiglie, e così è stato! Adesso potete riposare in pace…

– Добро пожаловать домой! Мы обещали вернуть вас в ваши семьи, теперь вы можете отдохнуть с миром…

Предысторию появления этих пленных на Слободской земле мы уже рассказывали в 2017 году в двух публикациях, подготовленных при содействии А. Ивакина («От придорожного рва до зарубежного МИДа» и «После Тобрука и Эль-Аламейна копают в Шихово»). Потому лишь напомню вкратце:

– Военнопленных (немцев, венгров, итальянцев, румын и др.) массово везли в Кировскую область в 1943 году – после Сталинградской битвы и освобождения Воронежа. В плен их брали уже ослабленных голодом, обмороженных и больных (тиф, туляремия и т.д.).

Несколько тысяч погибших в пути – были похоронены возле Шихово, во рвах у железной дороги. Эти рвы (вероятно, из-за сковавшего землю мороза) были не выкопаны, а «пробиты» взрывчаткой.

– В советское время шиховские захоронения были вскрыты случайно – при обработке земли сельхозтехникой – и засыпаны вновь. Начиная с 90-х годов их история периодически освещалась в СМИ.

Три года назад тема вновь стала широко обсуждаемой в связи с тем, что землю рядом с Шихово продавали участками под частную застройку. И очередной покупатель, начав осваивать свои сотки, наткнулся на человеческий череп. Сделав разведочные шурфы, приглашённые поисковики констатировали: под полуметровым пластом земли и слоем сгнивших деревяшек на 3-4 метра вниз лежат человеческие останки…

В том сезоне по результатам полевой разведки была высказана такая оценка:

– Общая площадь захоронения – 5 км в длину (вдоль железной дороги), помноженные на 1 км в ширину. С примерным количеством захороненных – от 15 до 20 тысяч человек. По-видимому, речь может идти об одном из самых массовых в России захоронений военнопленных Великой Отечественной…

– Специфика останков, которые подняты из шиховских рвов, показывает: пленные погибли от естественных причин (дистрофия и другие заболевания на фоне голода). Нет признаков расстрела или иного способа намеренного душегубства.

Что известно о шиховских раскопках, и почему известно так мало?

На исходе 2018 года А. Ивакин опубликовал и такую статистику происходящих раскопок возле Шихово:

– На конец августа 2018 года итальянскими и кировскими волонтёрами поднято и захоронено 1600 итальянских, немецких, венгерских и румынских военнопленных...

Вы можете сейчас спросить:

– А где хотя бы капля информации об этих раскопках на областном информационном горизонте?

Я могу лишь констатировать встречно: на областном горизонте о данной работе – глухой молчок. Насколько я мог понять, это следствие определённых договорённостей (скорее на федеральном уровне, чем на областном).

С политикой минимальной огласки я мог бы согласиться: работа с захоронениями иностранцев-военнопленных – не та тема, которую стоит отдавать на растерзание праздно любопытствующим или жаждущим быстрой сенсации.

Погребение останков пленных. Фото 1

Однако не могу согласиться со 100-процентным замалчиванием шиховских раскопок. Один из собеседников в интернете меня спросил: «сами-то как считаете – лучше делать это тихо, но по-цивилизованному, или с неуместной шумихой?..»

Вопрос, на мой взгляд, фарисейский. Он выглядит как попытка навязать ситуацию искусственно ограниченного выбора (такую уловку нередко применяют в спорах чиновники). Неужели гласно и по-цивилизованному уже совсем разучились?

Погребение останков пленных. Фото 2
Вот так с почестями в 3 тысячах километров от Слободской земли погребали останки пленных, которые 75 лет находились в рвах возле железной дороги неподалёку от деревни Шихово.

Погребение останков пленных. Фото 3

«Поисковики с мёртвыми не воюют» –

одна из реплик в обсуждениях под интернет-публикацией

С оглаской или без огласки – при любом варианте данная тема обречена быть дискуссионной. Это подтверждают и реплики, которые появились в интернете под публикацией А. Ивакина о торжественном перезахоронении. Реплик не один десяток, но я отобрал две показательные:

– Смешанное чувство... С одной стороны, каждый человек имеет право быть похороненным по-человечески. С другой – это были солдаты, враги. Кто знает, какие преступления висели на совести солдата, которого хоронят?..

– В Европе кое-где тамошние поисковики поднимают и хоронят наших. Порой даже – их реконструкторы пытаются отдавать воинские почести на советский лад, как могут. Поисковики с мёртвыми не воюют. Вандализм = шаг к фашизму. Наши к вражеским останкам относятся просто по-людски. В Волгограде несколько лет назад ещё копал с пацанами дед – участник Войны. Говорил так: «...я его убил, я его перезахоронил, я его ещё и помяну!»

Подготовка публикации –
Дмитрий Лалетин

Основа публикации – материалы,
размещённые в интернет-дневнике
ivakin-alexey.livejournal.com