Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Мировое настораживает

«Среда обитания» обратила внимание суда на ряд сомнительных позиций, которые содержатся в тексте проекта мирового соглашения

Отпугиватель для птиц
Тот самый отпугиватель птиц с радиусом действия 14 метров. Четырьмя такими, по логике мирового соглашения, можно будет "предотвратить массовое скопление птиц" на аэродроме площадью 18 гектаров! Есть ли правда, есть ли логика в подобном соглашении?

Считанные часы остаются до начала заседания в Арбитражном суде, которое может стать итоговым в судебной эпопее с Осинским полигоном. Стороны (аэроклуб ДОСААФ и администрация Слободского района) вышли на мировое соглашение, которое «узаконит» соседство аэродрома в Порошино и Осинского полигона – несмотря на то, что предписанная законом 15-километровая дистанция между ними не выдержана.

Право суда – позволить или не позволить заключение такого соглашения. Заседание начнётся завтра (в среду) в 9 часов утра.

Сегодня днём в «Скат-Инфо» (на сайте и в контакте) я уже рассказал об одной настораживающей позиции в проекте мирового соглашения – с опорой на текст, предоставленный в моё распоряжение источником.

А вот и ещё примечательный документ для ознакомления. Довольно объёмное заявление сегодня подал в Арбитражный суд Александр Ситников (председатель «Среды обитания», давний и последовательный защитник идеи, что полигону в Осинцах не место).

В своём заявлении Александр Васильевич обращает внимание суда на ряд сомнительных позиций в проекте мирового соглашения, которые, на его взгляд, противоречат закону и логике. Есть здесь и указание на параметры пресловутых «отпугивателей птиц», которые явно не способны избавить полигон и окрестности от птичьих стай (об этом же и я говорил днём на основании комментария своего источника).

Или вот интересный штрих (цитирую из текста заявления):

– …Кроме того, в своем согласии за № 77 от 29.12.2018 на размещение полигона Обществу с ограниченной ответственностью «Центральный полигон», начальник ПОУ «Кировский аэроклуб ДОСААФ России» Г.А.Авраменко ссылается на разрешение ДОСААФ России № 01-02/2315 от 28.12.2018г. за подписью директора департамента авиации Л.А.Скубенко, который уже 29.12.2018 года, на следующий день после подписания данного Разрешения был уволен с работы.

По-моему, подобных поворотов за историю Осинского полигона было уже несколько. Некий чиновник подписывает некий разрешающий документ (добровольно или «настояли» – это по подписи в документе не угадаешь). Потом данный чиновник внезапно переводится/увольняется, – и вот уже разрешающий документ у сторонников полигона на руках, а случись какая беда из-за полигона – с кого спрашивать персонально?

Однако не буду чрезмерно углубляться в пересказ, ведь на руках есть и оригинал заявления А. Ситникова (он размещён на сайте суда). С позволения Александра Васильевича для более полного информирования граждан размещаю здесь его текст целиком.

Подготовка публикации – Дмитрий Лалетин


Председателю Второго арбитражного апелляционного суда

610007, Кировская область, г. Киров ул. Хлыновская,3

От председателя Кировской региональной общественной экологической организации «КРОЭО» «Среда обитания Ситникова Александра Васильевича адрес эл. почты:

ЗАЯВЛЕНИЕ

На 27 февраля 2019 года по иску ПОУ «Кировский аэроклуб ДОСААФ России» назначено заседание арбитражного суда апелляционной инстанции, на котором предполагается вынесение решения утверждать или нет Мировое соглашение между сторонами - участниками судебного процесса. Учитывая, что в случае утверждения судом данного Мирового соглашения могут быть существенно затронуты интересы населения, проживающего в границах приаэродромной территории аэродрома ДОСААФ Киров (Порошино), а именно значительно повысится риск возникновения чрезвычайных ситуации в виде падения воздушных судов из-за столкновения их с птицами. Руководствуясь п.2.2.6 Устава организации, прошу при вынесении решения по данному делу учесть следующее:

ПОУ «Кировский аэроклуб ДОСААФ России» является организацией эксплуатирующей аэродром Киров (Порошино), расположенный по адресу: г. Киров, ул. Вятская, д. 18.

В настоящий момент на удалении 13281 м от указанного аэродрома ООО «Центральный полигон» завершено строительство и получено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта - сооружения коммунального хозяйства – 2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области. Полигон эксплуатируется с 31.12.2018 года. В среднем на полигон вывозится 100 тонн ТКО в сутки.

При этом решением Арбитражного суда Кировской области от 21.11.2018 года по делу №А28-5027/2018 удовлетворены требования ПОУ «Кировский аэроклуб ДОСААФ России» к Администрации Слободского муниципального района Кировской области о признании недействующим, в том числе разрешения на строительство № 43-RU43530308-2918-2017 от 22.02.2017 года, на основании которого был построен и в последствии введен в эксплуатацию вышеуказанный объект.

Основаниями к признанию недействующим, в том числе названного разрешения на строительство послужило, во-первых, отсутствие согласия собственника аэродрома на строительство полигона ТБО в приаэродромной территории аэродрома Киров (Порошино), и, во-вторых, строительство полигона ТБО осуществлено в нарушение императивного запрета на размещение подобных объектов на удалении менее 15 километров от контрольной точки аэродрома Киров (Порошино).

Кроме того, в настоящий момент на рассмотрении Арбитражного суда Кировской области также находится дело № А28-13648/2018 по заявлению ПОУ «Кировский аэроклуб ДОСААФ России» о признании недействующим разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.07.2018 года № 43-RU43530308-230-2018, выданного в отношении вышеуказанного сооружения коммунального хозяйства.

В соответствии с действующей редакцией ст. 47 Воздушного кодекса РФ Приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (п. 2 ст. 47 ВК РФ).

Согласно п. 3 ст. 47 ВК РФ на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

В соответствии с Правилами выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460, выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома

До введения в действие вышеуказанных положений (т.е. до 30.09.2017), действовала ст. 46 ВК РФ, предусматривавшая необходимость получения согласия собственника аэродрома на строительство в его приаэродромной территории.

Также действовали пункты 58-59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138.

Согласно п. 58 указанных Правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Исходя из положений абзаца 2 названного пункта, следует, что приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 59 вышеуказанных Правил (в редакции № 7 от 12.07.2016 года) установлен запрет на размещение в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объектов выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Именно в виду нарушения указанных положений ст. 46 ВК РФ, а также пунктов 58-59 ФАП, действовавших на момент выдачи разрешений на строительство, Арбитражным судом Кировской области было принято решение о признании их недействующими.

Однако, по инициативе Правительства Кировской области ООО «Центр экологической безопасности гражданской авиации» подготовило отчет по оценке возможности размещения комплексов приемки, хранения, переработки и захоронения коммунальных отходов в зоне аэродрома Киров (Порошино).

Согласно данному отчету специалисты ООО «ЦЭБ ГА» сочли возможным размещение комплекса приемки, хранения, переработки и захоронения твердых бытовых и промышленных отходов вблизи с.п. Ленинское Слободского района Кировской области на земельных участках с кадастровыми номерами 43:30:380834:880 (площадью 18,15 Га), 43:30:380834:2322 и 43:30:380834:2388 (общей площадью 42 Га), расположенных на удалении 13,3 км и 12,1 км соответственно от контрольной точки аэродрома Киров (Порошино).

При этом в данном отчете специалисты указывают, что Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 признаны утратившими силу пункты 58-60 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, где согласно п. 59 «… Запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов – до 15 км от КТА объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц».

Правилами выделения на приаэродромной территории подзон определен порядок установления шестой подзоны в виде окружности радиусом 15 км с центром в КТА аэродрома, в которой согласно ст. 1 Федерального закона от 01.07.2017 года № 135-ФЗ запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Далее специалисты указывают: «Требования по ограничению размещения объектов в границах шестой подзоны начинают действовать после установления приаэродромной территории».

Таким образом, по мнению специалистов, на период, начиная с 02.12.2017 года и до установления приаэродромной территории, не только в связи с ситуацией относительно аэродрома г. Киров (Порошино), но и в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ, образуется нормативный вакуум, при котором порядок размещения рассматриваемых полигонов ТБО с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов якобы не регламентирован, что может повлечь за собой нежелательные последствия для всех аэродромов страны (не имеющих установленных размеров приаэродромной территории) при размещении объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц без выполнения условий обеспечения безопасности полетов ВС.

Вместе с тем, данный вывод специалистов, подготовивших Отчет, по нашему мнению является неверным.

Если бы указанные специалисты внимательно изучили упомянутый ими Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ, упразднивший ст. 46, а также изменивший редакцию ст. 47 Воздушного кодекса РФ, то они бы увидели, что в пункте 7 ст. 4 названного ФЗ предусмотрены переходные положения в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного Федерального закона до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

В частности, в названной норме права определено, что в отношении указанных аэродромов до установления приаэродромных территорий в «новом» порядке ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, НЕ применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых СОГЛАСОВАНЫ СОБСТВЕННИКОМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО АЭРОДРОМА и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, ЕСЛИ ЭТИ ОГРАНИЧЕНИЯ УСТАНОВЛЕНЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ.

Соответственно, учитывая положения названной нормы права, следует, что никакого правового вакуума нет!

Применительно к рассматриваемой ситуации, исходя из положений вышеназванной нормы, следует учитывать следующие:

  1. Аэродром Киров (Порошино) был введен в эксплуатацию до вступления в законную силу ФЗ от 01.07.2017 № 135-ФЗ;
  2. Строительство спорного полигона ТБО не было согласовано с собственником аэродрома Киров (Порошино);
  3. Ранее действовавшие ограничения (п. 59 ФАП) были установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, а также положения п. 7 ст. 4 ФЗ от 01.07.2017 № 135-ФЗ, следует, что до установления приаэродромной территории аэродрома Киров (Порошино) в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции ФЗ от 01.07.2017 № 135-ФЗ) ДЕЙСТВУЮТ ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу ФЗ от 01.07.2017 № 135-ФЗ, то есть, в том числе ограничения установленные п. 59 ФАП.

При этом следует отметить, что в силу правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 01.08.2017 по делу N 304-КГ17-3959, А70-2706/2016, отсутствие сведений о приаэродромной территории в СТП, а также в ГКН, с учетом существования самого объекта (аэродрома) требующего установления зоны с особыми условиями использования, не является основанием для освобождения от соблюдения ограничений на размещение объектов выбросов (размещения) отходов в 15 километровой зоне от КТА Киров (Порошино).

Также в Отчете специалистами сделан вывод (абз. 1 стр. 16) об отсутствии необходимости в рассмотрении допустимости размещения объектов, потенциально не угрожающих безопасности движения воздушных судов, когда в отечественных нормативных документах существует прямой запрет на размещение в радиусе 15 км объектов выбросов (размещения) отходов / объектов, способствующих массовому скоплению птиц, в нашем случае это новые полигоны ТБО в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области.

С учетом данного вывода, полностью обессмысливается сам Отчет. Иными словами итоговые выводы Отчета не соответствуют имеющимся в нем ссылкам на федеральные законы по ходу исследования.

Ни ранее действующая редакция Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138), ни ст. 47 Воздушного кодекса РФ (в действующей редакции), ни действующие Правила выделения на приаэродромной территории подзон, (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460), в принципе не предусматривают возможности размещения объектов, способствующих массовому скоплению птиц, в том числе Полигонов ТБО, на удалении менее 15 км от КТА, в том числе на основании каких-либо проведенных орнитологических исследований. Запрет является императивным, то есть безусловным.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, следует считать неверным вывод о возможности размещение комплекса приемки, хранения, переработки и захоронения твердых бытовых и промышленных отходов вблизи с.п. Ленинское Слободского района Кировской области на земельных участках с кадастровыми номерами 43:30:380834:880 (площадью 18,15), 43:30:380834:2322 и 43:30:380834:2388 (общей площадью 42 Га), расположенных на удалении 13,3 км и 12,1 км соответственно от контрольной точки аэродрома Киров (Порошино), сделанный в Отчете, поскольку он противоречит прямому (императивному) запрету размещения объектов выбросов (размещения) отходов на удалении до 15 км от КТА.

Кроме того, в своем согласии за № 77 от 29.12.2018 на размещение полигона Обществу с ограниченной ответственностью «Центральный полигон», начальник ПОУ «Кировский аэроклуб ДОСААФ России» Г.А.Авраменко ссылается на разрешение ДОСААФ России № 01-02/2315 от 28.12.2018г. за подписью директора департамента авиации Л.А.Скубенко, который уже 29.12.2018 года, на следующий день после подписания данного Разрешения был уволен с работы.

В соответствии с пунктом 2 МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ от 08.02.2019 г. ООО «Центральный полигон» за счет собственных средств должен провести комплекс природоохранных мероприятий, в том числе установку ультразвуковых отпугивателей птиц QB-4 в количестве 4-х штук по границе земельного участка (кадастровый номер 43:40:000000:136) не позднее 31 марта 2019 года для предотвращения массового скопления птиц на территории аэродрома.

Но, согласно инструкции производителя, отпугиватель QB-4 разработан для использования только на закрытых или полузакрытых объектах и имеет радиус действия всего 14 метров. При проектной площади полигона в 18,2 га устанавливать такие приборы не имеет ни какого смысла. Тем более, что данные приборы не предназначены для установки на открытой местности. Это вызвано тем, что при использовании прибора на открытом воздухе ультразвуковой сигнал не имеет поверхностей, от которых он может отражаться, и быстро затухает.

Таким образом, следуя правилам эксплуатации отпугивателя QB-4, устанавливать такие приборы на полигонах ТКО, на открытой местности, не имеет ни какого смысла, поскольку данные отпугиватели никаким образом не будут обеспечивать безопасность полетов воздушных судов при размещении полигона ТКО в границах приаэродромной территории.

Считаю, что рекомендации по установке данных приборов на территории полигона ТКО появились в результате того, что исследования проводились не специалистами в области авиационной орнитологии, а «Заслуженным военным штурманом авиации» и «Геодезистом», которые в области орнитологии специалистами не являются.

Считаю, что Ответчик и третьи лица данными документами вводят Вас в заблуждение.

Отчет ООО «ЦЭБ ГА» от 26.12.2018 года на тему «Оценка влияния на безопасность полетов воздушных судов аэродрома государственной авиации «Киров (Порошино)» ДОСААФ РОССИИ, размещения зданий и сооружений, созданных (создаваемых) при строительстве полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области, состоящего из 1 очереди и 2 очереди (1 этап эксплуатации), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 43:30:380834:880» носит абсолютно рекомендательный характер, содержит выводы, явно противоречащие действующему воздушному законодательству Российской Федерации.

Приложение:

1. Копия Устава КРОЭО «Среда обитания»

2. Копия Свидетельства о государственной регистрации организации.

3. Копия инструкции по эксплуатации отпугивателя QB-4.

 

Председатель КРОЭО «Среда обитания»

А.В. Ситников.

«___» февраля 2019 года