Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

«Гонка – это не война, а праздник» –

говорил своим воспитанникам в слободской мотосекции тренер Николай Жилин, который в октябре уходящего года встретил 70-летний юбилей

Виктор Калашников, Леонид Брызгалов, Николай Жилин.
Команде слободской меховой фабрики «Белка» только что вручён кубок. Слева направо: Виктор Калашников, Леонид Брызгалов, Николай Жилин.

В этот предновогодний час о юбиляре рассказывает один из его воспитанников – кандидат в мастера спорта по мотокроссу Андрей Смирнов (сегодня он живёт в Кирове):

– В поздние советские десятилетия, которые затем назовут «застоем», увлечённый молодой спортсмен Николай Жилин взял на себя ответственность за слободской мотоспорт, став тренером команды при меховой фабрике «Белка».

Он выступал на соревнованиях сам и готовил смену – десятки его воспитанников впоследствии вошли в областную сборную. Экипаж Игоря Шуткина и Владимира Нестерова (оба КМС) в классе «Мотоциклы с коляской» стали участниками всесоюзной спартакиады народов СССР.

Под руководством Николая Александровича начал тренироваться и побеждать Владимир Лумпов – мастер спорта международного класса, чемпион мира по ледовому спидвею и на протяжении лет капитан российской сборной.

Старт. Мотокросс.
Старт. Мотокросс. Николай Жилин второй слева (номер «53»).

– Благодаря Николаю Александровичу мы не просто тренировались и выступали, но и проходили полноценную школу жизни. Вместе техникой и вручную чистили лёд на стадионе или на водоёмах. Почти каждый юноша, придя в слободскую мотосекцию, через 2-3 года умел пользоваться сварочным аппаратом и различным слесарным инструментом, мог встать к токарному станку.

Если у кого-то не было спортивной обуви – бежали 5-километровый кросс в кирзовых сапогах. (И после такой подготовки армейские испытания были уже совсем не в тягость).

Окажется, что надо выехать на тренировку, но нет свободной машины? Не беда! Николай Александрович выходит на дорогу, останавливает попутку, минутные переговоры с водителем – и вот уже мы грузим в кузов свои мотоциклы.

– Сама фамилия тренера, даже в его отсутствие, зачастую работала как пропуск или своеобразная «карта доверия». Обращаясь за помощью к мастерам различного профиля на городские предприятия, мы получали её почти всегда – и зачастую без всякой оплаты: «Ну, раз это для подопечных самогó Жилина…»

Случалось и такое, что сотрудник ГАИ останавливал на дороге кого-то из спортсменов без водительского удостоверения. Но фразы «Мои права у Жилина в секции» было достаточно, чтобы уехать дальше без составления протокола.

Ссылка на Жилина срабатывала и в школе, да и много где – ведь город знал, что со своих воспитанников он спрашивает строго, и бардака в коллективе не допустит.

Николай Жилин с командой.
Николай Жилин (справа) с командой.

– Добавлю из своего личного опыта: когда Николай Александрович направлял меня тренироваться в сборную – в его наставлениях чувствовалась только отеческая забота, и никакой тренерской «ревности» (а в мире спорта она не такое уж редкое явление). Уже выступая за другие клубы, от своего первого наставника я по-прежнему получал помощь и словом, и делом, и запчастями – даже за тысячи километров от Слободского чувствовалась его поддержка.

На трассе
На трассе А. Смирнов и И. Шуткин. 1984 год.

– Встречая своё 70-летие, Николай Александрович принимал поздравления с юбилеем из разных городов России, да и ближнего зарубежья. А поздравить его лично пришли много известных людей, которые сами, может быть, заслуживают отдельного рассказа. Например, Сергей Вараксин – директор спортивно-технического клуба и начальник автошколы РОСТО в К.-Чепецке (КМС по мотокроссу, многократный чемпион Кировской области, чемпион Поволжья и Урала).

Многих годы меняют, потому нам было вдвойне приятно видеть, что наш тренер всё тот же – невозмутимый и неунывающий, с тонким чувством юмора, и при этом неизменно скромный.

Рассматривая архивные снимки в альбоме, мы вспоминали афоризмы Николая Александровича 40-летней давности:

«Гонка – это не война, это праздник. Вот и выглядеть на соревнованиях надо соответственно»,

«Двигатель требует такого отношения, что разбирать его нужно на белой простыне»,

«Там, где можно, оргвопросы решаются заранее. Там, где нельзя заранее – решаются по мере их поступления»,

«Если тебе лень вникать в теорию, и что-то не доходит через голову – не переживай, на тренировке дойдёт через руки и ноги».

5

– Конечно, я не единственный, кто может сказать о своём первом тренере столько тёплых слов. Чтобы дополнить картину, процитирую здесь отзыв Евгения Жуйкова – мастера спорта из Кирова:

– Так получилось, что Николай одновременно был для меня и товарищем, и соперником в сборной Кировской области. В её составе куда только мы не ездили по просторам Советского Союза – но не помню, чтобы хоть раз наше соперничество вылилось в какой-то конфликт, хотя на соревнованиях борьба была подчас достаточно жёсткой, да и между стартами случались разные оргмоменты. Но принцип Николая всегда оставался таким – «Сначала общие интересы, потом уже свои личные». Его корректность и благородство проявлялись не только в вождении, но также в самых разных житейских ситуациях.

6

Сейчас, в эти символические часы, остаётся лишь пожелать, чтобы и современная молодёжь находила в спорте то, что находили когда-то мы – не одно лишь «коллекционирование наград», но и хорошую школу жизни.