Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Слёзы, тревоги, труды и награды учителя

Бывает, что зайдёт речь о героях мирного времени – и первым делом невольно представляешь людей, которые бросились в ледяную воду или в горящий дом на спасение ближнего. Но не только таким бывает героизм посреди мирных будней.

Когда я собиралась на встречу с 94-летней слобожанкой Ольгой Кошкарёвой, меня предупредили:
– Тяжело сейчас Ольге Петровне, из-за всех навалившихся хворей уже который год она не встаёт с постели…
После такого уточнения я входила в указанный дом и думала, что увижу глубоко разочарованного человека, который уже ничему не рад.

А через пару часов я уходила от Ольги Петровны – не поверите – на каком-то подъёме духа. Ведь даже в своём незавидном положении она делает всё, чтобы встретить новый день с улыбкой и провести его с пользой. Разве и это – не героический пример? А кроме этого заряда оптимизма, с нашей встречи я унесла рассказ о непростой биографии моей собеседницы. Здесь его фрагменты опубликованы в газетной редакции.

Кошкарева Ольга

Мои детство и юность прошли на Костромской земле, где я родилась 14 декабря 1923 года в крестьянской семье. Отец работал председателем колхоза, и по причине своей вечной занятости договорился со школьным учителем (с которым был очень дружен), что будет утром приводить меня в класс – не для учёбы, а чтобы мне быть у кого-то под присмотром в безопасном месте.

Детский ум цепок – сидя на тех уроках, поневоле я запомнила многое из программы, и когда по возрасту пришла записываться в школу, то решение комиссии было:

– В первом классе ей незачем время терять, пускай идёт сразу во второй.

Начальную школу я окончила рядом с домом, а вот школа-восьмилетка находилась в дальней деревне – за десятки километров от нашей. Каждый день туда-обратно уже не набегаешься. Тут и началась моя самостоятельная жизнь – в интернате при школе (домой теперь показывалась только в выходные). В ту пору оценки ставили не цифрами, а словесно: «плохо» – это по-современному двойка, «посредственно» – тройка, «хорошо» – четыре. Лучшая оценка была – «очень хорошо» (как сейчас пятёрка).

В 1939-м году началась советско-финская война, и учителя-мужчины из всех школ нашего района отправились на фронт. Мне как лучшей ученице рекомендовали пройти одномесячные учительские курсы – и вот уже я сама отправилась в один из районов Костромской области учить начальные классы. Помню обновку, сшитую мамой для такого случая – коричневая юбка (из старого детского пальтишка), кофточка из блестящей подкладочной саржи и маленький чёрный шёлковый галстук.

Помнится и такой момент из первых месяцев моего учительства. Учениц как-то спросили:

– Кем вы, девочки, хотите быть?

А они хором:

– Ольгой Петровной!

В 1943-м году меня перевели в другую школу, побольше численностью и поближе к райцентру. Тут и внеурочной нагрузки прибавилось – в порядке общественного поручения меня назначили школьным военруком, а в порядке комсомольского поручения – секретарём комсомольской организации местного колхоза.

Всю войну, как только по весне заканчивалась учёба, молодых сельских учителей до 1 сентября мобилизовывали для работы в колхозе. Всё, на что хватало сил, мы делали наравне с колхозниками – от сенокоса до ручного теребления льна.

Однажды меня вызвали в райком комсомола (говоря современным языком, отдел по работе с молодёжью). И там секретарь райкома партии – это примерно как нынешний глава района – говорит мне:

– Освободился пост секретаря райкома комсомола – она по замужеству уехала жить в другие места. А ты, я вижу, руководитель толковый и могла бы её заменить…

Я первым делом удивилась:

– Вроде моя работа и не на виду у вас… Когда же вы меня заметили?

Секретарь райкома партии улыбается:

– А тебе не запомнился прохожий, который вчера шёл мимо, когда ты вывела ребят на уличный урок физкультуры? Я как услышал твой голос, сразу понял – вот кто прирождённый командир.

– Ещё бы, – говорю, – у меня ведь и фамилия – Воеводина.

Конечно, волей одного человека такие назначения не делались. Дождались мы районной комсомольской конференции, где мою кандидатуру выставили на обсуждение – и при единогласном «за» на три следующих года я стала секретарём Боговаровского РК ВЛКСМ Костромской области. А ведь ещё шла война, когда каждый лоскут и сухарик были на счету. Однако суровые были времена, но не безжалостные. Помню, как однажды после собрания стали расходиться, а секретарь райкома партии задержал меня на выходе и спрашивает один на один:

– Говори-ка, Воеводина, что у тебя стряслось? Обсуждаешь с нами дела, а у самой видно, что своя печаль на душе…

Тут прорвалось всё то, о чём я из скромности месяцы молчала. Вперемешку со слезами выпалила разом:

– Отец на фронте погиб в начале 1942-го, а мама с тремя младшими ребятами дома голодом сидят: младшей Ане шестой год, так от слабости уже встать не может – который день всё лежит молча на своей кроватке в углу… того и гляди, помрёт!

Секретарь райкома сию минуту – к телефону, и первым делом позвонил в больницу, чтобы взяли Аню подлечить да подкормить. Следом слышу, всё ещё сквозь слёзы, как говорит с председателем колхоза, чтобы выделили нам на семью немного фуражной ржи. Спустя столько лет думаю – кабы не его проницательность, сумели бы мы все дожить до победного мая 1945-го?

Слобожанкой я стала в 1949-м году – вышла замуж и переехала к месту работы мужа. Работала учителем в двух школах (№ 2 и № 13), а в августе 1956-го и возглавила 13-ю школу, которой руководила до самого выхода на пенсию – до весны 1979-го.

Мой первый приказ по школе был – запрет выгонять детей из класса за провинности. И на собраниях напоминала:

– Увижу хоть одного ученика во время урока в коридоре – будет самый строгий спрос. Ничего полезного нет в такой педагогике! Если ребёнок чего-то не понял, и даже если крепко провинился – первым учительским аргументом должно быть умное слово, а не «Выйди вон!»

Начало 1970-х. Коллектив педагогов школы 13
На этом фото из начала 70-х – коллектив нашей начальной школы №13.

Наша 13-я школа считалась одной из крупных начальных школ области: 18 классов, до 800 учащихся, наполняемость класса – 44-45 человек.

Конечно, к основной директорской работе добавилась разнообразная сопутствующая нагрузка: членство в совете ГорОНО (городской отдел народного образования), участие в инспектировании школ, руководство кустовым методическим объединением учителей начальных классов… Регулярно в эти годы я публиковалась в печати, и не только в местной. Моя статья «Группа продлённого дня» есть в центральном журнале «Начальная школа» (№ 7 за 1973 год).

Уже выйдя на пенсию, я ещё порядочно лет работала по приглашению завкома (заводского комитета) фанерного комбината «Красный якорь». Например, 13 летних сезонов подряд по три смены была сестрой-хозяйкой в пионерском лагере «Зелёный бор».

В числе моих наград – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и значок «Отличник народного просвещения СССР» (полученный, как сейчас помню, 30 января 1970 года – в числе первых трёх педагогов из нашей области).

1970 год. Кошкарёва Ольга
1970 год.

Пока здоровье позволяло выходить на прогулки, какая была отрада, что подойдёт бывший ученик или просто давний знакомый, скажет спасибо за какой-нибудь случай из прошлого. После такого разговора душа на подъёме: не зря всё-таки прожита жизнь!

Однако новый век принёс мне череду испытаний. После всех перенесённых недугов уже четыре года как я инвалид I группы и не могу встать с постели без посторонней помощи. Моё утешение сегодня – шесть внуков и девять правнуков. Да и в нынешнем лежачем положении делаю всё возможное, чтобы разнообразить свой день – вот с утра, когда глаза получше видят, поразгадывала судоку. А бывает, что ночью, когда сон не приходит – сама себе читаю стихи по памяти.

Бывает, кто-то из гостей спросит: «Ольга Петровна, ты знаешь жизнь, так скажи совет молодым – как не наделать глупостей и не испортить свою судьбу?» Но нет у меня такого совета, чтобы вдруг сделать чью-то жизнь легче лёгкого. У каждого бывают и неудачи, и минуты отчаяния… Только поверьте мне, много видавшему человеку, что тяга к знаниям, любовь к труду и чувство справедливости – лучшее подспорье на жизненном пути. С ними любое испытание даётся всё-таки легче.

 

Подготовка публикации – Наталья Лихачёва,
Центр патриотического воспитания им. Булатова

Владислав Никонов, «Скат-Инфо Плюс»