так спросили мои друзья, воспитанные в русских традициях и привыкшие видеть такое в день Проводов Зимы.
Я понял: понадобится 10 минут для рассказа, что в 14-и километрах от Слободского есть другой мир – там свой язык, вера, и праздники тоже.
Традиционный татарский Сабантуй прошёл 16 июня в старинном селе Карино – и на один день увеличил его население вдвое. Исторически этот праздник был приурочен к окончанию весенних полевых работ.

Когда британские учёные возьмутся составлять точную формулу Сабантуя – думаю, там будут такие элементы, как
Сh чепчеге – медовое угощение,
K корэш – борьба на полотенцах,
P плов – настоящий, из казана…
S = (Ch + P) x K...
Но местная жительница Гульдина Арасланова на вопрос журналистов уточнила, что имеет первостепенное значение:
D – доброе соседство разных народов и
B – благополучие, достаток.
Предки просто так ничего не делали. Сабантуй (в буквальном переводе – «праздник плуга») приурочен к окончанию весенних полевых работ. Для земледельцев – возможность выдохнуть после 1,5-месячной трудовой вахты. А для девушек, как говорят, в эту пору наступал сезон выбора женихов. Надо ли удивляться, что на Сабантуе так много силовых состязаний, где юноши могут проявить себя?

«Ещё не открыли Америку, а здесь уже жили князья…»
Я не глубокий знаток местной истории – и по случаю Сабантуя уточнял свои представления о каринской старине по статьям Википедии. Там говорится, что ещё в XV−XVI здесь был центр Каринского княжества, которым управляла династия «Арских князей».
В XIX веке название «Карино» относилось к целой агломерации окрестных деревень (на землях Ярославской волости Слободского уезда):
Верхнее Карино = деревни Деветьярово и Митюково.
Среднее Карино = деревни Арсланово, Касимово и Абашево.
Нижнее Карино = Ильясово.
(Формирование современного Карино – из Среднего Карино и Ильясово – произошло в середине XX века).
Первое упоминание о Карино и его князьях датировано 1489 годом (Колумб приплывёт в Америку тремя годами позже). Это было время, когда Иван III – правитель московской Руси – военной силой поставил точку в истории независимой Вятской республики. В том году каринских князей вывезли в Москву, однако в следующем 1490-м позволили вернуться «в свою землю» – то есть в Карино и его окрестности.
Там, где встретишь арабскую вязь посреди изумрудных холмов
* Приезжая сюда издалека на Сабантуй, выходцы из Карино говорят:
– Вот она, вечная диалектика жизни: чем больше лет проходит в отрыве от малой родины, тем острее чувствуешь её красоту. Часто снится беззаботное детство среди этих изумрудных холмов, которые окружены ягодными лесами и целой сетью родников.
* Традиция пережила свою первооснову: сегодня большинство, кто празднует здесь Сабантуй – вовсе не земледельцы и не имеют дел с плугом. Но это не помешало Сабантую остаться символической датой, когда встречается родня – и оживает история.
* Нынче Сабантуй был «праздник вслед за праздником», ведь накануне прошёл Ураза-байрам – торжества мусульман по случаю окончания поста в месяц Рамадан.
Всё больше празднующих упоминают при случае в разговоре, что по примеру своих бабушек и дедушек стали учить арабский язык.
Тысячи километров отделяют Карино от исламского Востока, но даже памятники на местном кладбище – верные свидетельства, что арабский был здесь в ходу на протяжении нескольких веков.
* – В послевоенные советские десятилетия, – рассказывает одна из местных жительниц, – была и попытка убрать Сабантуй из календаря. Вместо него появилось абстрактное название «День села». Но строчку-то в календаре легко переписать – а с памятью народа такого не выйдет! Всё равно его продолжали праздновать как Сабантуй – с национальной татарской музыкой, угощением и забавами.
Ничего не осталось руководству, как признать: Сабантуй выстоял, и замалчивать его – бессмысленно.
Так заканчивается мой рассказ,
а многовековая история Сабантуя
будет продолжаться.
Подготовка публикации – Владислав Никонов
При содействии Телекомпании «СКАТ»
Фотоматериал –
из группы «Отдел культуры, спорта
и молодёжных программ» ВКонтакте