Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Но разве на столб забираются летом? –

так спросили мои друзья, воспитанные в русских традициях и привыкшие видеть такое в день Проводов Зимы.

Я понял: понадобится 10 минут для рассказа, что в 14-и километрах от Слободского есть другой мир – там свой язык, вера, и праздники тоже.

Традиционный татарский Сабантуй прошёл 16 июня в старинном селе Карино – и на один день увеличил его население вдвое. Исторически этот праздник был приурочен к окончанию весенних полевых работ.

Залезание на столбМальчик

Угощение чепчеге

Артисты
По сообщению Википедии, помимо всероссийского Сабантуя есть ещё и общеевропейский, который проходит с 2014 года и отмечался за прошедшие годы в нескольких европейских столицах, включая Париж и Берлин.

Когда британские учёные возьмутся составлять точную формулу Сабантуя – думаю, там будут такие элементы, как

Сh чепчеге – медовое угощение,

K корэш – борьба на полотенцах,

P плов – настоящий, из казана…

S = (Ch + P) x K...

Но местная жительница Гульдина Арасланова на вопрос журналистов уточнила, что имеет первостепенное значение:

D – доброе соседство разных народов и

B – благополучие, достаток.

Предки просто так ничего не делали. Сабантуй (в буквальном переводе – «праздник плуга») приурочен к окончанию весенних полевых работ. Для земледельцев – возможность выдохнуть после 1,5-месячной трудовой вахты. А для девушек, как говорят, в эту пору наступал сезон выбора женихов. Надо ли удивляться, что на Сабантуе так много силовых состязаний, где юноши могут проявить себя?

Битва на подушках

Борьба на полотенцах
Корэш – традиционный национальный вид борьбы, который вы легко узнаете по этим поясам/полотенцам, которые соперники закидывают друг другу за спину. Популярностью на Сабантуе пользуется также борьба на руках (армрестлинг). Да и битва мешками на бревне – состязание вполне серьёзное, как говорят те, кто хоть раз участвовал. Чтобы выйти из него победителем, понадобятся и сила, и хорошая реакция.

Борьба на руках

«Ещё не открыли Америку, а здесь уже жили князья…»

Я не глубокий знаток местной истории – и по случаю Сабантуя уточнял свои представления о каринской старине по статьям Википедии. Там говорится, что ещё в XV−XVI здесь был центр Каринского княжества, которым управляла династия «Арских князей».

Мем

В XIX веке название «Карино» относилось к целой агломерации окрестных деревень (на землях Ярославской волости Слободского уезда):

Верхнее Карино = деревни Деветьярово и Митюково.

Среднее Карино = деревни Арсланово, Касимово и Абашево.

Нижнее Карино = Ильясово.

(Формирование современного Карино – из Среднего Карино и Ильясово – произошло в середине XX века).

Несут вёдра

Первое упоминание о Карино и его князьях датировано 1489 годом (Колумб приплывёт в Америку тремя годами позже). Это было время, когда Иван III – правитель московской Руси – военной силой поставил точку в истории независимой Вятской республики. В том году каринских князей вывезли в Москву, однако в следующем 1490-м позволили вернуться «в свою землю» – то есть в Карино и его окрестности.

Там, где встретишь арабскую вязь посреди изумрудных холмов

* Приезжая сюда издалека на Сабантуй, выходцы из Карино говорят:

– Вот она, вечная диалектика жизни: чем больше лет проходит в отрыве от малой родины, тем острее чувствуешь её красоту. Часто снится беззаботное детство среди этих изумрудных холмов, которые окружены ягодными лесами и целой сетью родников.

* Традиция пережила свою первооснову: сегодня большинство, кто празднует здесь Сабантуй – вовсе не земледельцы и не имеют дел с плугом. Но это не помешало Сабантую остаться символической датой, когда встречается родня – и оживает история.

Татарский сабантуй

* Нынче Сабантуй был «праздник вслед за праздником», ведь накануне прошёл Ураза-байрам – торжества мусульман по случаю окончания поста в месяц Рамадан.

Всё больше празднующих упоминают при случае в разговоре, что по примеру своих бабушек и дедушек стали учить арабский язык.

Тысячи километров отделяют Карино от исламского Востока, но даже памятники на местном кладбище – верные свидетельства, что арабский был здесь в ходу на протяжении нескольких веков.

* – В послевоенные советские десятилетия, – рассказывает одна из местных жительниц, – была и попытка убрать Сабантуй из календаря. Вместо него появилось абстрактное название «День села». Но строчку-то в календаре легко переписать – а с памятью народа такого не выйдет! Всё равно его продолжали праздновать как Сабантуй – с национальной татарской музыкой, угощением и забавами.

Ничего не осталось руководству, как признать: Сабантуй выстоял, и замалчивать его – бессмысленно.

Так заканчивается мой рассказ,
а многовековая история Сабантуя
будет продолжаться.

Публика

Подготовка публикации – Владислав Никонов

При содействии Телекомпании «СКАТ»

Фотоматериал –
из группы «Отдел культуры, спорта
и молодёжных программ» ВКонтакте