Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

…Ещё остались земляки, которые припоминают мне ту «побудку» начала 70-х на Каринском перевозе

Олег Шутов

В середине мая через соцсети он обратился к слобожанам с таким приветствием: – Здравствуйте, дорогие мои земляки! Много лет я уже не живу в моём родном и любимом городе, но душа всё равно так и тянется на Родину. Эту песню я посвящаю всем ВАМ!!!

К словам прилагалась и песня про Слободской. (ВКонтакте я выложил её на skatinfo 16 мая).

Мне хотелось узнать больше об авторе песни (ведь она решительно неплоха!) Где он живёт сейчас, как давно покинул Слободскую землю?.. В наш скоростной и цифровой век задать эти вопросы напрямую – минутное дело. Так я познакомился с Олегом Шутовым, и сегодня рад представить его читателю.

Мои вторжения в авторский слог минимальны – здесь Олег Валерьевич рассказывает о прожитых 50-и годах своими словами.

Я родился в Слободском 1 июля 1967 года. Через год родители переехали на Каринский перевоз (насколько знаю, сейчас он входит в состав города). Здесь я пошёл в детский сад. Музыкальные занятия были раз в неделю, – педагог приезжала из Слободского. Когда педагога не было, и нас оставляли одних, меня было не оторвать от фортепиано (за что и стоял частенько в углу).

Мой отец работал следователем в слободской милиции, а в свободное время играл в духовом оркестре (насколько сейчас помню, у него с единомышленниками даже был свой небольшой джаз-бэнд). Мама работала в сплавной конторе связистом, – наверное, от неё моя страсть к электронике. Дед играл на гармони, и все родственники очень хорошо пели. Думаю, для тех лет ситуация не уникальная.

Вы спрашиваете, какой яркий случай помнится мне из слободских детских лет... Навскидку приходят на ум три эпизода:

1. Когда мне было года 3-4, отец разрядил и дал мне поиграть свой пистолет. Мне пришло в голову разыграть отца. (Бог знает, отчего детям приходят на ум такие жестокие мысли – но, наверное, у всех что-то подобное случалось в дошкольном возрасте).

В общем, я спрятал оружие под матрас, пока отец вышел куда-то по делам. Когда он вернулся и хотел забрать пистолет, я выдал не моргнув, что «где-то потерял, но не помню, где...» На всю жизнь запомнилось выражение папиного лица после долгих безуспешных поисков.

2. В 4 года (невзирая на свои проделки из предыдущего эпизода) я получил от папы в подарок пионерский горн. Спать долго я никогда не любил, и каждое утро в 6 часов выходил на крыльцо играть побудку. Даже выходные не были исключением. Можете представить себе «радость» односельчан (очевидцы событий, которые доныне живы, припоминают мне эту неуёмность до сих пор).

Если кто из окружающих и верил, что от моих утренних упражнений будет польза – так это отец. Когда мне было 5, он купил мне настоящую трубу! Понятное дело – простую ленинградскую, со всеми её изъянами, и стоившую притом 75 советских рублей (почти ползарплаты!)
Но, конечно, моей радости тогда не было предела.

(Через годы будет ещё один восторг, следующего уровня: я, студент училища искусств, на заработанные деньги куплю себе в Москве хорошую чешскую трубу за 350 рублей, и отдельно к ней мундштук за 150 рублей. Кто сам бывал в подобной ситуации, тот поймёт масштабы моего счастья в тот момент. Остальным я предлагаю просто поверить).

3. Я учился во 2-м классе Слободской музыкальной школы у Надежды Михайловны Зянчуриной, когда семья смогла себе позволить покупку собственного фортепиано (до этого обходились взятым в прокат).

Помимо музыкальной школы, в тот период я занимался в духовом оркестре Дома пионеров (ещё не подозревая, что эта «побочная» практика на следующем витке моей жизни превратится в основную занятость).

С какого момента началось сочинительство? Насколько помню, в голове – ещё без нотной записи – это происходило лет с 4-х.

В Слободском я прожил до 11 лет, затем мы переехали в Балаково. Тогда здесь строилось «Химволокно» (в своё время – градообразующее предприятие). Город в ту пору бурно развивался и манил многих перспективой быстрого получения квартиры. Даже из Слободского мы были не единственные, кто приехал сюда в поисках лучшей доли.

В Балаково так сложились обстоятельства, что я забросил фортепиано и перешёл учиться на духовые – а потом в 13 лет ушёл в армию. Разве так можно? Да, если вы поступаете воспитанником в военный оркестр. В этом качестве я оказался сначала в Вольске (райцентр Саратовской области), а затем в Ульяновске, где поступил в музыкальное училище.

После 1,5 лет в Ульяновском училище по сумме причин я сделал крутой поворот: за 2 месяца до начала срочной службы расстался с армией и уехал в Киров – поступать в училище искусств, которое благополучно окончил.

Затем была срочная служба в оркестре штаба УрВО (Уральского военного округа), знакомство со многими музыкантами – известными сейчас, или не очень известными, но в любом случае большими профессионалами.

В составе оркестра

С концертами (в составе оркестра) мне довелось объехать, наверное, больше половины СССР. А впоследствии – уже после распада Союза – была работа в театре Стаса Намина, с которым я выступал в Америке и Израиле. (Впрочем, аудитория большей частью состояла из наших бывших соотечественников).

С духовым оркестром

После нескольких лет службы и странствий я вернулся в Балаково. С 90-х преподаю в местном Доме творчества. Думаю, вы знаете как минимум одного моего ученика. Это Денис Майданов. Уже тогда, в свои 15, он пробовал себя в сочинительстве, и по моей рекомендации поступил в МГУКИ (Московский государственный университет культуры и искусств).

Александр Барышев (группа «VIP») и Денис Майданов
На этом фото из 90-х слева направо: мои ученики Александр Барышев (группа «VIP») и Денис Майданов. Крайний справа – я сам.

Про дальнейшую карьеру Дениса подробно рассказано в интернете; думаю, здесь мне нет необходимости повторяться. Уточню одно: упомянутая в Википедии студия звукозаписи в Балаково, где Денис записал свои первые песни, была моим детищем. К сожалению, три года назад её уничтожил пожар.

Ещё несколько моих воспитанников участвовали и побеждали в программах «Утренняя звезда» и «На балу у Золушки». Помните такие? Сейчас их названия звучат уже как повод для ностальгии – а давно ли, кажется, были те годы.

Я играю почти на всех инструментах, что есть под рукой – как большинство людей моего возраста, которые профессионально занимаются музыкой. Вопрос в степени владения тем или иным инструментом, ведь одно дело «наигрывать», и другое – иметь хороший исполнительский уровень.

Если на музыкальном горизонте к чему-то я не ощущал призвания, так это к пению. В числе прочего – из-за отсутствия в моём голосе необходимых вокалисту обертонов. (Правда, сегодня отсутствие этих обертонов не смущает десятки отечественных «звёздочек», но брать с них пример совсем не хочется).

…И так уж распорядилась судьба, что сегодня я преподаю эстрадный вокал, – ещё один житейский парадокс! Не люблю рядиться в покровы ложной скромности, поэтому скажу: педагог я хороший, и донести нужную мысль до воспитанника смогу всегда – даже при несовершенстве собственного голоса.

Жизнь испытывала меня на прочность не раз. Был и упомянутый пожар, который свёл на нет работу многих лет (а что уж говорить о вложенных суммах). Были и большие разочарования в людях: многие, сменив страну и статус, за какие-то месяцы превращались из друзей в чужаков…

Через все эти годы и испытания память о малой родине светит мне маяком и остаётся сказкой из детства. Но многое ли в Слободском уцелело из тех прежних реалий, которые мне знакомы? Надеюсь, что вскоре смогу проверить лично, и встреча с земляками будет радостной.

– Ваш совет начинающим музыкантам (или даже детям, которые ещё только планируют учиться музыке)…

– Совет один для всех – и только начинающим, и себе: УЧИТЬСЯ! Как бы тяжело ни было, как бы ни хотелось всё бросить. Помните, что в самых разных прикладных областях есть «работающие по необходимости», и есть мастера высокого полёта. Даже в уборке улиц – есть дворники, а есть ДВОРНИКИ! И в музыке эта разница заметна отчётливо как нигде.

– Мой традиционный опросник: любимые книга, музыкальная композиция, фильм и т.д.

– Книга – «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Из музыки – слишком много всего, чтобы приводить какие-то конкретные примеры. Но в жанре мюзикла/рок-оперы – безусловно, «Иисус Христос – суперзвезда» Уэббера. Из фильмов очень люблю «Обыкновенное чудо» и «День радио».

Бывают симпатии к творчеству, подкреплённые личным общением с артистом. Так вышло с Нонной Гришаевой (это я возвращаюсь к «Дню радио») – человеком очень позитивным в общении и совсем не «звёздным», если говорить о негативном значении этого слова.

– Знаю, что у музыкантов специфический юмор. В некоторых шутках без знания сольфеджио не разобраться. Но наверняка в Вашей гастрольной жизни найдутся одна-две истории, которые будут понятны широкому кругу читателей…

– Гастрольных историй столько, что если сейчас заговорим про них, то материал точно выйдет за рамки газетного. Будни военного оркестра – это, можно сказать, отдельная жизнь. Так называемая «штырка» (подработка уличным музыкантом) в родной столице – тоже гарантированное приключение, и не всегда с приятным финалом. Вы можете прочитать обо всём этом в моих рассказах на отечественном ресурсе Проза.ру, а моя лирика выложена на Стихи.ру

Только не ищите там «Олега Шутова» (это мой тёзка-однофамилец). Чтобы не быть «Шутовым № 2», все свои произведения в Сети я подписываю псевдонимом Беня Шуйсман. Это моё прозвище со времён кировского училища искусств (как можно догадаться, на фоне увлечения нашего курса прозой Бабеля).

Подготовка публикации – Владислав Никонов