Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

…и чтобы стало знаком качества определение «казачество»

Многовековой путь российского казачества был извилист – едва ли сегодня можно свести его к одному знаменателю. Отношения казаков с государством не раз менялись «с плюса на минус». В позднее Средневековье они стали надёжным щитом для Московского царства на его южных границах. Потом, потеряв часть прежних свобод в 17-18 веке, не раз восставали против царской власти (бунты Разина, Пугачёва и др.). Однако в период революций – сто лет назад – значительная часть казачества встала на защиту старого уклада.

24-26 января, Москва: сразу несколько слобожан стали участниками Международных рождественских образовательных чтений.

Москва. Никольская улица

Подробнее о слободских участниках: в их числе – руководитель «Ладомира» Владимир Шулаков, сотрудники библиотеки, директора нескольких школ и священник Евгений Смирнов (благочинный Слободской земли).

Очередь перед металлодетектором
Меры безопасности на входе никто не отменял: чтобы оказаться на торжественной церемонии, мы стоим в очереди перед металлодетектором. «Безопасникам» предстоит осмотреть и пропустить внутрь 6-тысячную аудиторию. Надо сказать, со своей работой они справляются быстрее, чем ожидаешь при первом взгляде на многометровую очередь.

Подробнее о чтениях: они начались с литургии в храме Христа Спасителя, которую совершал патриарх Кирилл (а сослужили ему около 40 архиереев). В дальнейшей программе были – десятки мастер-классов, круглых столов, концертов и т.д. Они проходили по нескольким адресам, включая расположенные на территории Кремля.

Храм Христа Спасителя

Казачья конференция
– Когда сидишь на казачьей конференции в верхних рядах – видно, как зал пестреет традиционными головными уборами: каракулевые кубанки (с красным верхом у донцов или с синим у терцев), фиолетовые камилавки священников и белые клобуки митрополитов…

Мои собеседники, от которых я узнал о событии: Владимир Шулаков и два представителя Центра чтения детей и подростков – Любовь Елькина и Татьяна Пахомова.

Атаман Рябенко
Владимир Шулаков уточняет:
– Казаки на Вятке уже сегодня немало трудятся для общего блага. Но выпячивать эти заслуги они не стремятся, потому-то их и не видно порой. Когда на январском заседании Слободской городской Думы за вклад в благоустройство города награждали Виктора Рябенко (гендиректора ОАО «Коммунэнерго»), Виктор Николаевич вышел к трибуне в обычном гражданском костюме. «Ну управленец и управленец», – могли подумать участники церемонии. А ведь перед ними был потомственный казак и кировский казачий атаман, которого на профильных мероприятиях в Кирове можно встретить и вот таким (на фото).
– Добавлю, что в 2017 году принят закон «О развитии российского казачества на территории Кировской области». Так что не рубите сплеча, рассуждая, что Вятка и казачество – это что-то очень далёкое друг от друга.

Повестка чтений – безусловно, слишком объёмная, чтобы изложить её в газетном формате (даже в коротком варианте она занимает 36 страниц!) Но я спросил своих собеседников:

– Можно ли в двух строках передать суть происходившего?

Их ответ был:

– Речь шла о взаимодействии Церкви, государства и общества в деле образования, а также духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Счёт ВИПов – говорят мне рассказчики – здесь шёл тоже на десятки. Первые лица страны и патриарх, министры и главы регионов, мэр Москвы… Запомнилось появление министра иностранных дел Сергея Лаврова на торжественном заседании в Совете Федерации (зал приветствовал его аплодисментами).

Что делали слобожане на чтениях?

– Мы не выступали с докладами, но участвовали в работе секций (набирались опыта). И вернулись в Слободской с большим запасом литературы. Поскольку ездили в столицу на машине, то собрали полный багажник полезных книг и периодики.

Заодно выяснили, что с проездом через Яранск (для поклонения мощам преподобного Матфея Яранского) путь от слободской библиотеки имени Грина до центра Москвы – 935 км.

Владимир Шулаков в ходе чтений работал по своемý особенному направлению – поучаствовал в ряде встреч, связанных с казачьим движением. Это резонно, ведь и на Слободской земле его знают как энтузиаста, продвигающего идеи казачества. Эту тему мы уже обсуждали с Владимиром в прошедшем сезоне, и ещё тогда я сказал, что меня смущают три пункта:

  1. Я никогда не слышал, чтобы Вятка (да и соседние с ней земли) были известны как «исторический казачий регион».
  2. В интернете хватает публикаций, где говорится о разногласиях между разными ветвями современного казачества – у реестровых одна правда, у общественных другая и т.д.
  3. Приходится слышать и о такой проблеме, что некоторые участники движения сегодня приходят в казачество только ради статуса и внешнего антуража – роскошная форма, звания, награды и т.п.

Вернувшись из Москвы, Владимир заверяет:

– Не открещиваюсь от всей перечисленной проблематики. Равно как и сами казаки - участники чтений её не замалчивают. Они затем и собираются на подобные мероприятия, чтобы прийти к согласию и вместе работать на благо Отечества.

Да и сейчас, разумеется, работают – только по разным причинам об их достижениях известно меньше, чем об упомянутых проблемах. Много ли читателей сейчас мне скажут, что знают о существовании в Москве казачьего университета имени Разумовского? Или об успешных хуторских сельхозпредприятиях на юге России, где казаки хозяйствуют по стародавнему принципу «помощи не просим, лишь бы не мешали»?..

Если всё будет происходить так, как сегодня задумывается на высоких уровнях – думаю, через несколько лет казáчье движение и для нашей окраины станет близким и понятным.

Один уз уголков музея казачества
– На фото – один уз уголков музея казачества, который расположен в стенах Первого казачьего университета в Москве. Здесь многое, включая реконструкцию старинного быта, сделано руками учащихся.

Подготовка публикации – Геннадий Шабалин

Фото предоставлены героями публикации

Фото, отмеченное знаком «*» – с сайта Вятской епархии
(публикация 11 марта 2017 года о Круге Кировского городского казачьего общества)