Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

– Задача сформулирована так: «Иметь отработанный сценарий для любой нештатной ситуации»

Вторая учебная неделя 2018-го началась с ЧП всероссийского масштаба. В Пермской школе 15 января произошла резня, в которой пострадали больше десяти учеников и преподаватель. Происшествие, по российским меркам, не дальнее: Пермский край соседствует с Кировской областью, от его столицы до Слободского меньше 400 км.

Я спросил у Златы Барановой (директора гимназии и депутата Думы): «Как родители-слобожане реагируют на пермскую историю? И как обстоят дела с безопасностью у гимназии?»

Злата Александровна говорит:

– Панических настроений у родителей нет. Наверное, это потому, что они знают: над вопросами безопасности в учреждении работают ежедневно, независимо от тревожных новостей в СМИ. Но в связи с пермским ЧП ряд вопросов звучит чаще обычного, и здесь я постараюсь прокомментировать эти вопросы:

Вахта гимназии
Сегодня вахта гимназии – это средоточие целого ряда систем безопасности. Часть из них работает в автоматическом режиме. Другая вводится в действие, если случится нештатная ситуация.

1. В Перми двух нападавших с оружием просмотрел охранник, а в гимназии на входе дежурят вахтёры. Это ли не зелёный свет потенциальному злоумышленнику?

Говоря о сути пропускного режима – ответственный вахтёр контролирует вход с такой же степенью надёжности, как это делает охранник. Если входящий в здание – не ученик и не сотрудник гимназии, он может пройти внутрь, только когда последовательно выполнены три условия:

а) вошедший показал документ, удостоверяющий личность, и позволил записать его данные в журнал,

б) вошедший сказал, с какой целью и к кому идёт в учреждение,

в) вахтёр позвонил указанному сотруднику и получил подтверждение, что человека с такими данными действительно ждут.

Огромный плюс такого сравнительно небольшого учреждения, как гимназия – вахтёр знает в лицо всех учеников. Утром, когда большой поток одновременно заходит в здание, вместе с вахтёром всех встречает также дежурный учитель. И оба сотрудника понимают, что внутрь должны попасть только действующие ученики гимназии.

2. Но злоумышленник на то и злоумышленник, что может проигнорировать пропускной режим…

При таком развитии событий вахтёр/дежурный учитель уполномочены на вызов специализированной охраны (посредством «тревожной кнопки»). Вызов поступает на пульт Росгвардии – как у всех школ в Слободском. Штатное время прибытия наряда я не называю, чтобы не давать ориентир потенциальным злоумышленникам. Есть ряд других параметров, которые, наверно, впечатлили бы читателя, но из соображений информационной безопасности они не афишируются.

Могу привести такой пример: у гимназии – больше 10-и эвакуационных выходов. По каждому известно и отработано: кто должен открывать дверь, в какой ситуации и за сколько секунд. Когда оттачиваются эти алгоритмы, задача формулируется так: «Иметь готовый (и главное – отработанный) сценарий действий при любой нештатной ситуации».

3. Если родители предложат (организованно по классам или в индивидуальном порядке) снабдить учеников каким-то средством защиты – одобрите ли Вы эту идею?

Такую идею для ученического сообщества считаю нецелесообразной (и даже потенциально опасной для самих школьников). Убеждена, что к любому средству защиты должна прилагаться серьёзная подготовка, в том числе практическая: когда и как можно использовать спецсредство, какими могут быть последствия применения…

Не встречала примеров в истории, чтобы разрешённые средства защиты в руках учеников принципиально повлияли на развитие чрезвычайной ситуации. Думаю, не зря законом установлены возрастные ограничения: даже простейший перцовый аэрозоль нельзя продавать покупателю младше 18-и лет.

Для понимания родителей могу уточнить: сегодня учебный процесс организован так, что внутри здания почти всё время в одном помещении с учеником находится кто-то из взрослых (учитель либо классный руководитель).

Конечно, эта опека прерывается, когда школьник выходит на улицу – за пределы гимназической территории. Насколько здесь он в безопасности, это уже вопрос к другим ведомствам (впрочем, и с ними учительский коллектив находится в постоянном взаимодействии).

Николай Валентинович Милютин
Усиление безопасности учреждения складывается из многих нюансов. Приход в педагогический коллектив человека с опытом полицейской службы – очень весомый фактор в этой работе. Сегодня один из преподавателей гимназии – Николай Милютин, завершивший свою карьеру в полиции на посту замначальника районного отдела. На фото – Николай Валентинович ведёт разбор на общем построении после учебной эвакуации.

4. Знаю, что некоторые родители постоянно живут с ощущением всех мыслимых и немыслимых рисков (особенно если в семье один ребёнок, или уже был какой-то инцидент в прошлом).
Таким родителям хочется постоянно быть на связи с ребёнком – через соцсети, СМС или как-то ещё. Но могу предположить, что для работы учителя это создаёт серьёзную помеху.

В гимназии использование телефонов на уроках запрещено. Позиция учреждения (которую стараемся довести и до родителей): постоянные дозвоны, СМС и т.п. – никак не повышают защищённость ученика. А образовательному процессу они точно мешают.

Среди наших встречных рекомендаций есть такая: установить на смартфон одно из приложений, действующих по принципу «тревожной кнопки» (школьник в случае опасности даёт родителям сигнал нажатием одной клавиши, родители при этом видят его нахождение/перемещения).

Подготовка публикации – Геннадий Шабалин