Предлагая вниманию читателя очередное открытое письмо слобожан (оно размещено в статье "Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину"), я вновь постараюсь объяснить редакционную позицию: почему это публикуется, в чём мы согласны с авторами и в чём хотелось бы их поправить.
Неизменным остаётся наше убеждение, что в современных информационных реалиях избегать обсуждения предложенной темы – шаг даже не спорный, а однозначно глупый. Он только усилит разочарование педагогического сообщества, что ему не позволяют донести свои нужды и чаяния до земляков. А пользы от такого замалчивания – ноль.
Понятно, что встречно мы можем получить и немало упрёков. Могут сказать, что 16 подписавшихся под открытым письмом – подозрительно мало (судя по информации на сайте Лицея, это примерно треть педагогического коллектива). Не боится ли редакция, что здесь её используют как инструмент в неком «внутриведомственном» конфликте? И не кажется ли нам странным, что о зарплатной проблеме заговорили педагоги такого особенного учреждения, как Лицей… неужели они зарабатывают хуже, чем учителя обычных школ?
Скажу то же, что в декабре 2017-го говорил о подобном открытом письме, полученном от 12-и врачей ЦРБ:
– Есть проблемы очевидные и общепонятные. Низкие заработки педагогов – именно такая проблема.
Вдобавок на уровне региона эти заработки регулярно подвергаются каким-то замысловатым корректировкам и перерасчётам: одну доплату убрать, другую добавить, стажевые ликвидировать... Зачем это нужно? Самая распространённая догадка – что таким образом чиновники региона (и зависимые от них муниципалы) «подгоняют» зарплатные показатели под желаемый уровень, с целью красиво отчитаться наверх о выполнении майских указов Президента.
Основа для подобных манипуляций – это система, которая знакома и коллективам предприятий. Когда одна часть зарплаты – это оклад как таковой (который у большинства составляет около 10-и тысяч рублей). А вторая часть – «всё то, что сверху», которое в разных ведомствах может называться по-разному: стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты, премиальные и т.п.
Насколько я понимаю, их сумма, в отличие от оклада, работнику не гарантирована. Логика их распределения в коллективах часто вызывает вопросы. Есть опасения, что иногда это распределение делается с учётом личных симпатий и антипатий руководства. И вдобавок в бюджетной сфере вышестоящие чиновники то и дело «переигрывают» схемы расчётов: сегодня нате вам эту доплату, через полгода её отберём, дадим другую… ну а там ещё что-нибудь интересное придумаем.
Чего же удивляться, что педагоги постоянно ждут в этой части какого-то подвоха?
Однако мой главный вопрос к рядовому учителю на протяжении лет оставался прежним:
– Не будет ничего убедительнее для массового читателя, чем показать ему один конкретный зарплатный квиток одного конкретного педагога за недавний месяц. Иначе вы сами уподобляетесь вышестоящим чиновникам, рассуждая о своих низких заработках «в общем и в среднем»…
В коллективе авторов, чьё открытое письмо опубликовано на 8-й странице, мне пошли навстречу и в этом вопросе. Перед вами – конкретный заработок учителя физкультуры за 26 рабочих дней в сентябре 2017-го.
Как видим, это 16 тысяч рублей. А речь ведь не о новичке – эти сентябрьские 16 тысяч начислены педагогу с 30-летним стажем!
Думаю, что немало рабочих сейчас скажут:
– Да я за эти же деньги месяц пашу у станка!
Такая реплика точно порадует недоброжелателей, которым важно, чтобы честные труженики из разных сфер грызлись между собой (вместо того, чтобы добиваться достойного заработка каждый в своей сфере).
Понятно, что маленькие заработки при безостановочном росте тарифов и цен в магазинах – общая проблема большинства горожан (от учителя до работника пилорамы). Но я прошу рабочего не забывать и о той огромной ответственности, которая постоянно сопровождает учителя в его работе. Об изнуряющем количестве отчётов, к которым сегодня обязывают педагога ведомственные требования. И о «перекрёстном огне» десятков проверяющих инстанций, о котором летом 2017-го так красочно рассказал в своём интернет-дневнике директор Вахрушевской школы Игорь Олин (этот текст «Скат-Инфо» опубликовал в первом августовском номере 2017 года).
Какой же шаг в сторону правды я могу предложить в этой ситуации? Мне кажется, первый такой шаг будет сделан, когда местные чиновники, отчитываясь на совещаниях, перестанут оперировать необъяснимыми «средними» данными о якобы 20-тысячных (и выше) заработках местного учительства. Бог знает, каким путём получаются эти данные… Или другой вариант: обществу и СМИ представят понятную систему расчётов – как при жалобах большинства учителей на 13- или 15-тысячные зарплаты «средняя» статистическая зарплата в отчётах оказывается 20-тысячной.
Остаётся добавить два момента:
1. К решению о публикации все мы (и редакция, и авторы письма) шли с пониманием, что директор Лицея Дмитрий Шкаредный – не виновник сложившейся ситуации. И при этом понимали, что публикация тем или иным образом может ударить и по Дмитрию Дмитриевичу.
Возможно, именно эта система, когда на местах директорá выступают как заложники ситуации (им держать ответ перед областью за публичные высказывания коллектива) и приводит к тому, что учителя других школ в нашей округе не пишут подобных открытых писем.
Лицей № 9 в Слободском на протяжении всей своей истории оставался «островом свободомыслия». Думаю, в этом есть и личная заслуга его неизменного директора. Несмотря на все перемены в государстве (и конкретно в сфере образования) Дмитрий Дмитриевич сохраняет репутацию непредвзятого руководителя. И на этом посту, и в его депутатской работе Д. Шкаредного сложно упрекнуть, что он насаждал формализм и казарменные порядки.
Поэтому кажется по-своему логичным, что именно в коллективе Лицея нашлась группа, пожелавшая говорить о ситуации с зарплатами открыто и ответственно – несмотря на возможные последствия такого свободомыслия.
2. Педагоги в своём письме высказывают мнение, что фанерный комбинат после смены юридического адреса «перестал отчислять налоги в бюджет города». Насколько я представляю, о полном прекращении отчислений речи не идёт: например, в Слободском остаётся НДФЛ (налог на доходы физических лиц), который взимается с работников предприятия.
С неизменным уважением и пожеланием благополучия
всему педагогическому сообществу Андрей Болтачев,
главный редактор еженедельника «Скат-Инфо Плюс»