В октябре 2016-го ему исполнилось бы 90 лет. Александр Васильевич Загребин возглавлял исполком в городе Слободском с 1965 по 1975 годы – говоря современным языком, был главой городской администрации.
Накануне памятной даты наш собеседник – Любовь Коврижных, дочь Александра Васильевича.
Любовь Александровна свидетельствует:
– Отец был не любитель рассказывать о своих заслугах, потому многие факты я узнавала от третьих лиц, уже став взрослой. Какие-то из этих фактов хорошо известны жителям Слободского, но некоторые могут стать сюрпризом для читателя…
В 1943-м отец ушёл на фронт добровольцем, не успев окончить среднюю школу – ему было всего 16 лет. Военные науки постигал в школе снайперов, а гражданскую специальность получил в Ленинградской лесотехнической академии. Потому и в Слободском связал жизнь с деревообработкой – до избрания в исполком руководил мебельной фабрикой, а в 70-х возглавил спичечную.
Наверное, ЖКХ в любой период оставалось «головной болью № 1» для городского руководства. В конце 60-х хлопот добавляла громоздкая отопительная инфраструктура – в городе насчитывалось около 200 котельных разной мощности (сегодня их меньше 50-и).
Потому с приходом зимы и наш квартирный телефон трезвонил круглосуточно: там вовремя не подвезли топливо, тут отключили воду, а где-то и кочегар запил…
У города на балансе в 60-х годах было 70 тысяч квадратных метров жилья (остальной жилфонд был ведомственным или частным). Ремонт городского жилфонда область финансировала в пропорции 0,4 % от его стоимости ежегодно – это было общее правило для всех городов областного подчинения. Но сравните старинный Слободской и недавно отстроенный «с нуля» Кирово-Чепецк!.. Конечно, Александру Васильевичу такое «общее правило» казалась далёким от справедливости, и он искал возможность исправить ситуацию.
В итоге убедил область, чтобы Слободскому перечисляли часть средств, предназначенных Чепецку! (Причём и руководство Кирово-Чепецка с таким подходом согласилось).
Так вместо первоначальных 120-и тысяч рублей Слободской стал получать на реконструкцию 900 тысяч рублей в год – очень хорошая сумма по тому времени. Частично они пошла на уличное благоустройство: на неё выстроили асфальтный завод в Бакулях, разработали своей карьер для добычи щебня…
Тогда-то Слободской и получил современную сеть асфальтированных улиц.
Система городских очистных сооружений строилась ещё с начала 50-х. Отцу выпала миссия запускать её в эксплуатацию, чтобы начать перекачку сточных вод из северной части города.
Одно из открытий, ждавших строителей в ходе работ, было сделано на береговой линии неподалёку от Екатерининской церкви. Пробурив здесь скважину, специалисты поняли, что под руслом реки Вятки протекает ещё один поток – подземный. Именно он, поступая по трубам на накопительную станцию второго подъёма, позволил справиться с дефицитом воды в городе ещё до запуска Мулёвского водозабора.
Строительство моста в Слободском тоже началось ещё до 1965-го. Но именно для Александра Васильевича оно обернулось форс-мажором. По такому же проекту (на то время очень современному) ранее был возведён мост в Великом Устюге. И вот приходят удручающие новости: великоустюжский мост разрушился, когда над ним пролетал сверхзвуковой самолёт, – причиной стал частотный резонанс, о котором школьникам рассказывают на уроках физики. Чтобы исключить такой сценарий для Слободского, в конструкцию нашего моста пришлось дополнительно «вшивать» 28 тросов из сверхпрочной проволоки.
Другой проблемой при строительстве моста и дороги «Киров - Белая Холуница» стала обширная территория войсковой части. (Тогда она пролегала от улицы Железнодорожной до Свердлова, не прерываясь).
Вариантов решения было два:
- Соглашаться, чтобы дорога сделала крюк, огибая войсковую часть.
- Испрашивать у Минобороны разрешения, чтобы прямая дорога «рассекла» войсковую часть надвое, образуя современную улицу Грина.
Отец решил идти вторым путём. В новом веке правильность его выбора подтвердилась: представьте, если бы те тысячи транзитных машин, которые сегодня ежесуточно «пролетают» город по прямой, замедлялись бы на крюке…
Свои неоспоримые плюсы были у советской эпохи, но труд управленца и тогда был нелёгок. Никто не заваливал райцентры деньгами, и каждый новый проект Александру Васильевичу приходилось защищать с боем. Добавьте к этому, что в штате исполкома под его началом было только семь подчинённых, и единственным их транспортом была видавшая виды «Победа».
Пережив развал СССР, он относился к новому времени неоднозначно, однако находил его по-своему интересным и давал такую оценку:
– Свободы для приложения ума сейчас много. Если, конечно ум есть.
Новое здание музыкальной школы и жилые новостройки. Реконструкция «Космоса» и благоустройство города. Установка стелы «Алый парус» и развитие системы водоснабжения… Многие новшества 60-х и 70-х связаны с именем Александра Васильевича.
(Даже после выхода на пенсию он помогал продвигать новые проекты – например, открытие музея-усадьбы академика Бакулева).
В своё время, в начале 70-х, звание «Почётный гражданин города Слободского» тоже появилось с его подачи. Ему самому это звание присвоили много позже – в 2000-м. Может, оттого, что большое видится на расстоянии?
Приглашения поработать в Кирове и других городах отец получал не раз. Отчего, несмотря на заманчивые условия, на все он ответил отказом? Эта тайна навеки осталась при нём. Думается, он разделял принцип, одинаково актуальный для СССР и новой России:
– Достоин уважения тот, кто не «гоняется по карте» за лучшей жизнью для себя и близких, а делает жизнь лучше в родном краю.
Подготовка публикации – Владислав Никонов
Фото моста – Александр Голышев (agolychev.ru)
Фото А. Загребина – из личного архива Л. Коврижных