Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Мусорное противостояние, или как Общественная палата не представляет интересы общества

«Ожила» после весеннего затишья идея строительства полигона ТБО в Осинцах: в последней декаде июня в областных СМИ ряд руководителей высказались категорично (как не высказывались в 2016-м году):

а) Ресурс Костинского полигона ТБО исчерпан…

б) Чтобы освоить новую площадку для складирования отходов областного центра — нужны годы…

в) А значит — Осинский проект нужно «двигать» скорей, поскольку никакой альтернативы в этой ситуации нет…

г) Ущерб, который получат жители Осинской округи после появления полигона, можно компенсировать финансово.

Такое одномоментное единодушие целого ряда комментаторов позволяет предположить, что где-то в неведомых верхах дана отмашка на новый этап информационной и организационной работы «для окончательного решения Осинского вопроса». По-видимому, на наших глазах начинается новый этап Осинского противостояния — после прежних двух:

  1. «Споры о законности» (с весны до конца 2016-го). Чиновники уверяют, что в проекте Осинского полигона всё сделано в рамках законов, ГОСТов, СНиПов и прочего. Их аргументация систематически «сыпалась», так как противники строительства находили одно за другим нарушения и нестыковки в этом проекте (подробно об этой эпопее рассказал Александр Ситников в публикации «Год под знаком несогласия»).
  2. «Видимость отступления» (зима-весна 2017-го). Ряд обнадёживающих высказываний из высоких кабинетов — о «поиске альтернативного участка для полигона» и «отказе САХа от идеи строительства полигона в Осинцах». Однако скептики с ходу улавливали двойное дно подобных высказываний и объясняли землякам:

— «Поиск альтернативного участка» — не значит отказ от Осинской площадки. «САХ отказался от идеи строительства» — не отменяет возможность, что проектом займутся другие юридические лица.

Правоту скептиков подтвердил начавшийся в июне 2017-го новый этап наступления:

  1. «Безысходность как последний аргумент»:

— Спорить можно и дальше, — говорят чиновники, — вот только Кирову уже завтра нужен новый полигон, и кроме Осинцев вариантов нет.

Как знать, не будут ли завтра в рамках такой агитации жители Кирова натравлены на «непонятливых» жителей Осинцев, Вахрушей и всей округи?

Однако и для несогласных с «Осинским проектом» опыт протестной работы не прошёл даром:

2 июля с 12 до 13 часов в Вахрушах на Горького, 1 (около здания администрации) они намерены провести очередной пикет против строительства полигона в Осинцах.

В числе  комментаторов обострившейся ситуации — вновь Игорь Олин (директор Вахрушевской школы). Здесь приведена запись из его интернет-дневника igorolin от 21 июня:

Игорь Олин

Коттеджные посёлки у нас будто картинка — чистые, ухоженные, аккуратные, утопают в зелени и цвету. Идиллически птички щебечут, в прудах уточки плавают, на постриженных газонах лежат разомлевшие от неги собаки. Посёлки, как правило, защищены мощными, высокими изгородями. И из всех щелей этих крепостных заборов так и прёт цивилизованность и культура. Можно даже с Европой попутать, особенно кто спьяну. Но только пока не дойдёшь до ближайшего лесочка. А там... Там каждая тропинка, просека, каждый лужок завалены мусором — строительным, бытовым, промышленным.

Создаётся впечатление, что всякий счастливый обитатель домика с двумя сотками земли загрязняет несколько гектаров леса. Кто-то прихватывает из города пакеты с бутылками и коробками, но многие не мелочатся — старые диваны, унитазы, шкафы, остовы автомобилей, грузовики просроченных консервов, рваной плёнки, обгоревших брёвен, архив отдела кадров — не самый полный перечень экспонатов, которые можно встретить за одну прогулку всего лишь в нескольких сотнях метров от современной загородной застройки.

«Культура в человеке проявляется, когда он, будучи уверен, что его никто не видит, не бросает фантик от конфеты себе под ноги». Это явно не про наш менталитет. Обидно? Только что говорить про обычных граждан, если даже самые достойные представители нашего общества (думается, именно такие входят в состав Общественной палаты Кировской области) рассуждают подобно дачнику, волокущему тачку с дерьмом со своей усадьбы в берёзовую рощицу неподалеку, где всегда играли сельские дети, и компании собирались на пикники? Как сообщили региональные СМИ, состоялось заседание комиссии ОПКО (Общественной палаты Кировской области) по вопросам экологии и природопользования, на котором обсуждалась проблема вывоза твёрдых бытовых отходов из Кирова.

Снова практически безальтернативно звучит идея строительства громадного мусорного полигона в Осинцах — географическим центре Кировской области! В быту большинство из нас придаёт значение приметам, символам, знакам и, наверное, многим с детства помнится песенка капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Место, избранное для полигона, могу свидетельствовать, одно из самых красивых на десятки километров в округе: перепады высот, холмы и овраги, речки и пруды, соседство полей и разнообразных лесов, прелестные оазисы с тополями, черёмухами, сиренью от канувших в лету старинных деревень. Не случайно оно было излюбленным маршрутом школьных походов и семейного отдыха, с удовольствием посещается грибниками и охотниками. Тут всё радует глаз! Если бы здесь строился туристический или спортивный комплекс, то было бы ощущение развития, перспективы. А с мусорной свалкой что? — раздались циничные предложения компенсировать местным жителям превращение чудного природного уголка в отхожее место, его дурной вид и запах некими выплатами. Мне это напомнило 90-е, когда всерьёз обсуждалась возможность превращения России в арену захоронения ядерных отходов со всего мира.

Удивительно, насколько в унисон наши «общественники» поют в одну дуду с чиновниками: «С точки зрения экологии никаких претензий нет», «Нельзя задерживать строительство полигона, это понимает каждый разумный человек». Так экология, в первую очередь, предполагает сохранение окружающей среды для людей, в этой среде обитающих. Экология — это сохранение мест, памятных приложением труда, отдохновением, общением с природой, в том числе как компонента сопричастности с малой родиной. То бишь патриотизм — естественный, без официоза. Об этом есть в русской классике — у В.Распутина, «Прощание с Матёрой». Если бы претензий не было, не было бы групп в социальных сетях по 1,5 тысячи человек, не было бы митингов с сотнями участников. Проблема Кирова понятна, но почему её нужно решать жертвоприношением благополучия тысяч других людей?

Инициативная группа «Слободской район против мусорного полигона» привела за время своего существования множество аргументов, почему создание полигона пагубно. Видеозарисовки буквально со всей страны о буднях такого рода объектов и страданиях населения, живущего рядом, особенно наглядны. Вонь, крысы, птицы, пакеты, парящие в небе, дороги, усеянные всяческим хламом — настоящий «Мир упаковки». Причём Осинцам уготована участь, скорее, даже не леска, а колоссальной мусорной кучи непосредственно за «забором» областного центра. Две речки текут отсюда в Вятку. «Роза ветров» в сторону Кирова, но прежде — через бурно растущие Шиховское и Бобинское поселения, численность жителей которых в летний период достигает около 20 тыс. человек в каждом. В шаговой доступности санаторий «Митино», загородные лагеря, 10-тысячный посёлок Вахруши. В разное время звучали предложения создать музейные комплексы, туристические маршруты по местам с богатейшей историей — нереализованные замыслы можно будет окончательно похоронить под мусорным «Эверестом».

Выбранная площадка
Ранее Александр Ситников уже рассказывал в «Скат-Инфо» о причинах, которые подорвали доверие окрестных жителей к сторонникам «Осинского проекта» — слишком много раз чиновники были пойманы на нестыковках, чтобы после этого верить в «соответствие полигона всем нормам»:
— Несколько месяцев кряду ответственные лица заверяли, что на выбранной площадке имеется «естественная глиняная мембрана», которая защитит водоносные слои от токсичного фильтрата даже в случае прорыва искусственной мембраны. Однако на местности (в ходе работ) выяснилось, что толщина слоя глины на участке — не более 80 см, глина эта с примесями (песок и известковая крошка), да и этот-то слой в ходе работ снимается. А открывшаяся под ним светлая порода — отнюдь не белая глина, как стали уверять сторонники полигона, а известняк. После всего, несогласные укрепились во мнении, что ряд заключений для проекта полигона был сделан «не выходя из кабинета».

Годы идут, а другую поляну под полигон найти не могут. Не в Москве или Краснодарском крае. В Кировской области, где за четверть века на четверть уменьшилось население! Откуда каждый четвёртый уже уехал. Огромные территории опустошены. Кстати, Слободской район — единственный из районов, где в прошлом году наблюдался какой-то приток населения. Только в Общественной палате, судя по публикациям в СМИ, не нашлось никого, кто бы хотел представлять интересы общества. Проще объявить несогласных «неразумными» (мол, дураки) и посулить деньжат, которых в области и без того ни на что не хватает. Во всяком случае, со стороны ОПКО не было поползновений сколько-нибудь систематически доносить информацию о «безопасности» полигона, если её члены настолько уверены в ней. Инициативная группа с контраргументами оказалась куда убедительнее. А, главное, не было никаких, даже робких, попыток потребовать поиска иного места для его возведения. Да, противники полигона нигде «в верхах» не получили поддержки, хотя донесли свою точку зрения до всех депутатов, политических партий и руководителей регионального и федерального уровня, уполномоченных решать данный вопрос. Чиновники не препятствуют. Путин, поднятой правой брови которого хватило бы, чтобы другая поляна нашлась, не вмешался. А остальные, выходит, во мнении Общественной палаты (во всяком случае, комиссии по экологии) — никто. Более чем странная позиция тех, кто выступает от имени гражданского общества, а превратился в очередной институт всеобщего «одобрямса».

Мусорный полигон

Главная достопримечательность города
15 по прямой — расстояние от Слободского до Осинцев. Достаточно ли этой дистанции, чтобы жителям города не опасаться экологической угрозы, которая будет исходить от полигона (если он, не дай Бог, появится)? Времени для раздумий на эту тему, по-видимому, почти не остаётся. А пока для большей наглядности напомним землякам, живущим в городской черте: объявленная проектная высота полигона — 40 метров. Посмотрите — это без малого 2/3 от высоты главной достопримечательности города!

Край непуганых чиновников

А это недавние интернет-реплики Александра Ситникова (одного из последовательных противников строительства полигона в Осинцах):

— Не перестаю удивляться изворотливости сторонников строительства полигона в Осинцах. Со слов директора САХа, так и аэродрома в Порошино уже нет, поскольку он официально не зарегистрирован. Интересно, кто подкинул ему такую информацию? Аэродром находится не в частной собственности «Петьки Пупкина», а в ДОСААФ — серьёзной организации, которая подготавливает кадры для Российской Армии, и не будь аэродром зарегистрирован, никто бы не позволил там осуществлять полёты самолётов. К тому же, что-то я не видел в законодательстве, что полигоны нельзя строить в 15-километровой зоне только от зарегистрированных аэродромов.

Кстати, такую же мысль высказывала в своём интервью ранее председатель экспертной комиссии Ашихмина Т.Я., которая аэродром в Порошино назвала «маленьким аэродромчиком», на существование которого не стоит обращать внимание.

С лёгкой руки Т. Ашихминой при проведении экологической экспертизы и на остальные «мелочи» внимание не обратили, уж, видимо, так хотелось дать положительное заключение. А сейчас, когда это всё начинает вскрываться, изворачиваются как могут. Даже нашли обьяснение тому, почему полигон строится на особо охраняемой территории. В постановлении об утверждении этой зоны написано, что нельзя строить подобные объекты в ЛЕСАХ зелёной зоны, а чиновники вывели данный земельный участок из Лесного фонда, перевели в земли сельхозназначения и сейчас утверждают, что полигон строится не в лесах Зелёной зоны. Их не смущает, что участок под полигоном весь порос лесом и находится в лесном квартале Паркового лесничества. Согласитесь, что если посреди Заречного парка участок земли перевести в земли сельхозназначения, то он не перестанет быть частью Заречного парка? А вот по мнению чиновников этот земельный участок уже частью парка не будет. Абсурд. Ощущение такое, что мы живём в краю непуганых чиновников.

Все твердят как «попки», что городу нужен полигон. А кто спорит? Только почему жители Слободского района должны за всё отдуваться. Одни, чтобы угодить областному руководству, продали заведомо непригодный для размещения полигона земельный участок, наплевав на мнение местных жителей (которое по закону нужно учитывать) и не проведя предварительно элементарных исследований грунта. Другие, опять же в угоду вышестоящим чиновникам, подготовили всю необходимую документацию, закрывая глаза на грубейшие нарушения законодательства, а порой и просто фальсифицируя документы. Третьи практически с закрытыми глазами, даже не выехав на место будущего строительства, «провели» экологическую экспертизу. А сейчас все с пеной у рта доказывают, что всё сделано по закону и препятствий для строительства полигона нет. Один умник даже предлагает компенсацию выплачивать местным жителям. А за что компенсация, если всё по закону? Стройте полигон в городской черте и выплачивайте компенсацию кому хотите, и убеждайте жителей города, что полигон им нужен.