Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

И в новом веке неизменны слова отцовского напутствия

Евдокия Егоровна

Меняются времена, и с ними представления людей об обычном и об удивительном. Сегодня молодёжи может показаться уникальным факт, что у 91-летней слобожанки Евдокии Менчиковой всего одна запись в трудовой книжке (всю жизнь работала швеёй-мотористкой на меховой «Белке»). Но в поколении Евдокии Егоровны такое совсем не редкость. И тем, что у Е. Менчиковой было шесть старших сестёр, её сверстников тоже не удивишь — большие раньше бывали семьи.

История Евдокии Егоровны, в числе других, вошла в новый сборник «Слобожане — труженики тыла» (уже третий по счёту). Вот несколько фрагментов из её рассказа:

— До войны наша семья жила очень хорошо в родной деревне Минчаки: было крепкое хозяйство со скотом и огородом, без работы никто не сидел. Отец работал грузчиком на городской пристани (разгружал баржи) и вдобавок был очень верующим, так что со временем стал помощником старосты в Екатерининском соборе.

Жизнь изменилась с приходом коллективизации на нашу окраину. Отец «пошёл поперёк течения» — отказался вступать в колхоз. Начались тут и упрёки, и вредительство: у нас утопили шестерых овец, отняли лошадь и корову.

— В войну на фабрике нас ежедневно кормили ячменной кашей, к которой выдавали на каждого едока по 5 граммов сливочного масла. «Что такое 5 граммов? Положил в рот и не заметил», — так сказали мы друг другу с девчатами из бригады. И установили правило: завели для масла особую баночку, куда каждый день складывали всю бригадную норму — сегодня одна работница унесёт её домой, завтра другая… То-то была радость получить такое угощение разом!

— В войну наши смены на «Белке» длились по полсуток —  с 6.00 до 18.00. На моё счастье, старшая сестра Мария работала по одному графику со мной (она в скорняжном цехе, я — в пошивочном). Встав пораньше, Мария растапливала печь и потихоньку тормошила меня: «Вставай, на фабрику пора…» Наверное, благодаря ей не было раза, чтобы я опоздала к началу смены.

Швейный цех на меховой фабрике «Белка»

А ведь зимой перед сменой требовалось и ещё самим протопить цеховые печки-«буржуйки», чтобы пальцы не коченели, и работа спорилась…

— При случае скажешь внукам и правнукам: «В нашей жизни всякое бывало, а вам я желаю жить счастливей нашего». И вспомнишь: а ведь в 30-е годы отец так же говорил нам маленьким! Видимо, это пожелание — словно эстафета, которую поколения передают друг другу из века в век.

Подготовка публикации — Н. Лихачёва
(Центр патриотического воспитания им. Булатова),
на основе текста Т. Желниной