По прямой до него рукой подать: по крепкому зимнему льду отсюда достаточно сделать километровый переход через Вятку — и вот уже житель Каринского перевоза в Слободском.
Но чтобы с Перевоза добраться до цивилизации автобусом/машиной — приходится делать эпичный 20-километровый крюк через Азлань, Бажгалы, Белохолуницкий разъезд и т.д.
Хотя ведь и сам Перевоз должен бы быть частью цивилизации (по крайней мере, в административном смысле это заречный микрорайон города Слободского, и его жители — тоже горожане). Однако упоминание о данном факте вызывает у местных усмешку: — «На бумаге», может, и горожане. А на деле полюбуйтесь, как живём…
28 марта сюда приехала совместная проверка нескольких инстанций — сотрудники прокуратуры, ГИБДД, пожарный надзор, Роспотребнадзор. Участвовали в этой работе также специалисты городской администрации и водоканала, а ещё депутат городской Думы Николай Дубравин (старший). Осталось узнать, что привело их сюда одновременно.
Немного истории
Исследователи родной старины склоняются к мысли, что в прошедшие века здесь был мощный «логистический узел» на пути из европейской части России в Сибирь, привязанный к лодочной и паромной переправе (ведь постоянного моста через Вятку у города Слободского тогда ещё не было).
И правда, Каринский перевоз с высоты птичьего полёта (ладно, я скажу проще — с высоты яндекс-карты) выглядит на удивление внушительно для места, где постоянно проживают лишь 80 человек: одна только улица Речная протянулась больше чем на километр, а «крылья» двух других — Белохолуницкой и Глазовской — делают в совокупности аж 1,5-километровый размах.
Любители «альтернативных сценариев» говорят, что Перевоз, пожалуй, повторил «в миниатюре» судьбу города Слободского — ведь и сам Слободской потерял часть былого величия в родном регионе, когда в конце XIX века Пермь-Котласская железная дорога пролегла через город Вятку, оставляя Слободской на периферии.
Но то было лирическое отступление, а меня вообще-то пригласили сюда, чтобы прикоснуться к правде будней.
Чего мало и чего совсем нет
В центре микрорайона участников проверки встречает Анатолий Юдинцев — староста микрорайона с осени 2015-го. Срок невелик, но Анатолий Маркелович уже успел стать узнаваемой персоной в городских инстанциях — поскольку не стесняется ходить и задавать вопросы чиновникам.
Сегодня Анатолий Юдинцев напоминает гостям об основной проблематике Перевоза в последние годы:
- Здесь совсем нет: уличного освещения, магазина, аптеки/медпункта, противопожарного водоёма, клуба/общественного помещения, где можно было бы организовать выездной приём участкового врача, в холодный сезон провести собрание и т.п.
- Автобус делает сюда из Слободского три рейса, выезжая с автостанции в 5.40, 14.30 и 17.40. Человек едет в город на приём к врачу (или медпроцедуру) — и потом несколько часов вынужден где-то «кантоваться», невзирая на самочувствие, возраст, погоду на дворе и т.д.
- Переоценка кадастровой стоимости земельных участков, применённая к городской территории, привела к повышению земельного налога и на Каринском перевозе — по-видимому, ни заказчика (муниципалитет), ни исполнителя (оценочную компанию) не смутило, что условия проживания на Перевозе малость отличаются от ситуации в центре Слободского.
Недовольным переоценкой жителям Перевоза предложен вариант из серии «помоги себе сам» — добиваться снижения кадастровой стоимости через суд. Что, в свою очередь, сулит расходы больше 10-и тысяч рублей на один двор, — и совершенно не гарантирует, получится ли результат в пользу заявителя.
- Отсутствие воды в общественных колодцах — и обветшавшем старом, и вырытом в 2016 году новом.
- Малый мост за Азланью, через который дорога идёт к Перевозу, в весеннее половодье переливает водой, оставляя микрорайон совсем без автобусного сообщения на некоторое время.
…и ещё до десятка больших и малых проблем, которые в совокупности объясняют, почему местные жители улыбаются (в лучшем случае) при упоминании об их городском статусе.
Из своей точки зрения Анатолий Юдинцев не делает секрета: он считает, что причина стольких проблем микрорайона — не в его отдалённости, а в недоработках городского руководства:
— В своё время жители Каринского перевоза пожаловались мне: «Приезжая в город, как правило, выходим на остановке за светофором (угол Грина/Советской) — но порой не знаем, как тут выйти на тротуар». Начинаю искать ответственного за эту ситуацию — и получаю от городских чиновников ответ: «На балансе города данной остановки нет. Кто ответственный за её очистку, нам неизвестно. Хотите — ищите сами».
После таких диалогов вывод сам напрашивается: что уж говорить об отношении к заречному микрорайону, если в центральном городском квартале я должен сам искать (!) ответственного за остановку.
Встречные упрёки
Администрацию города на встрече представляет первый заместитель главы города Павел Вайкутис. По большинству перечисленных ситуаций у него есть встречные аргументы:
— Проблемы Каринского перевоза муниципалитет старается решить. В прошлые годы на сходах говорили про необходимость нового колодца и остановочного павильона — сделано и то и другое. Нет воды в колодце? Так ведь именно староста А. Юдинцев нам показывал, где его рыть.
Остановка стоит в неудобном месте? Так и в этом случае староста показывал место для размещения остановочного павильона. Не согласны с качеством расчистки улиц? — Имейте в виду, что трактор, отправленный на расчистку микрорайона, поступает здесь опять-таки в распоряжение старосты (который показывает, где, как и сколько необходимо грести).
Староста (он стоит слева на верхнем фото этой страницы) в ответ начинает новый виток дискуссии:
— Да, я показал примерное место для размещения нового колодца, имея в виду, что он должен находиться недалеко от старого. Но, по моему мнению, воды в нём нет, потому что администрация и водоканал недостаточно углубили колодец (вместо предложенных мной 6-и метров — только 4 метра, как в старом колодце)? А потом ещё и «передумали» везти к нам ранее обещанные добавочные кольца для его углубления.
Я слышу, как каждый вопрос обрастает всё новыми деталями, цифрами, терминологией — и понимаю, что очевидцу вроде меня остаётся пока только фиксировать высказанные мнения. А чтобы делать выводы, кто здесь из собеседников прав, нужно обложиться нормативными актами и провести за их изучением не один вечер. Так же, как в этом споре о тополях.
Спор под тополями
На улице Речной новая линия электроперадач прошла аккурат сквозь кроны уже немолодых тополей. Павел Вайкутис говорит:
— Если деревья стоят на частных земельных участках, и собственник обратится в администрацию с инициативой о сносе этих тополей — администрация ответит, что не возражает, если деревья снесёт собственными силами владелец участка…
И снова недоумение со стороны старосты и Николая Дубравина:
— Погодите, ведь запрос о сносе этих тополей, которые угрожают целостности электролинии, уже сделан — и администрация на него до сих пор не ответила… а с другой стороны, как частные лица (без специальных знаний и допусков) справятся с этой работой, когда совсем рядом проходят провода под напряжением?
Спор о маршруте
Городская (на сегодня 22-рублёвая) стоимость проезда до Слободского — едва ли не единственный очевидный плюс, который жители Каринского перевоза получили от присоединения к городу. Зато «в нагрузку» получили городскую стоимость электричества и уже упомянутое выше повышение кадастровой стоимости земли.
Известно, что на протяжении всех лет этой ситуацией охотно пользовались слободские рыбаки/ грибники/ягодники: неплохо ведь выбраться так далеко на природу по цене городской поездки. Меж тем, по заверению администрации, автобусный маршрут «Слободской — Каринский перевоз» при такой эксплуатации стал убыточным, что и заставило оптимизировать расписание.
В числе высказанных инициатив на будущее — ввести на маршруте «фильтр прописки» — чтобы за 22 рубля могли ехать только реально живущие на Перевозе, а заезжий рыбак или грибник платил бы полную цену (насколько помню, больше 50-и рублей).
Может, это позволит вернуть на маршрут отменённый 4-й рейс? Мой внутренний скептик говорит, что конечно же нет. Помнится, при введении платёжных карт в местном транспорте нам тоже сулили «возможное снижение платы за проезд». Система карт благополучно введена. Проезд благополучно дорожает. Почему-то я не удивлён.
Кто руководит проверкой?
Сотрудник прокуратуры Дмитрий Русских в ходе этой проверки выступил как своеобразный «модератор», которому предстоит получить от остальных специалистов оценку ситуации (см. внизу данной страницы), чтобы принимать дальнейшие меры.
Пользуясь случаем, уточняю у Дмитрия Михайловича:
— Тот факт, что здесь меньше ста человек населения, имеет значение для дальнейших действий?
— Даже если бы под обращением подписались 10 человек, прокуратура (и другие инстанции) провели бы такую же проверку с принятием мер.
«Смысл не в том, чтобы делать работу за домкомов и старост»
Депутат Дубравин — ещё один межведомственный координатор, который по ходу встречи доносит позицию населения до проверяющих. Заодно он подтверждает мою догадку:
— Эту проверку инициировал я, получив обращение старосты микрорайона А. Юдинцева. Но предварительно убедился, что староста и сам не сидит на месте — однако его хождения по инстанциям часто остаются без ответа (формальные «отписки» не в счёт). Я этот момент специально уточняю для других земляков, чтобы понимали: если где-то на другой территории мне предлагают сделать работу за старосту/домкома, от которого нет толку, то моя первая реакция будет: «Переизбирайте вашего старосту, меняйте домкома. Или хотите, чтобы он сидел как Емеля на печи, а я всю работу сделал за него? Это тоже ненормально».
— Не ждёте сейчас упрёка от ваших оппонентов, что бьётесь тут за интересы нескольких десятков человек (и, кстати, некоторые владельцы дач на Каринском люди совершенно не бедные), — тогда как в городском центре есть проблемы, общие для тысяч людей?
— Во-первых, поддержу мысль представителя прокуратуры: перед лицом закона слобожане — это не только живущие вдоль улицы Советской. И попрекать один микрорайон интересами другого микрорайона — последнее дело. Обратите внимание: кто ведёт такие разговоры, те в итоге никому и не помогут (как та лиса в сказке, которая делила сыр поровну для двух медвежат и в итоге съела всё сама).
Узнаёте, кто у нас в округе так рассуждает? — Ему скажешь про ремонт дорог, а он ответит: скажите, какой детский сад закрыть, чтобы найти деньги.
— Так ведь правда бюджетных денег у нашего города на всё не хватает…
— Об чём я и говорю всегда на Думе. Это результат многолетнего соглашательства, когда депутатское большинство не хочет спорить с областью — «спустили неполный бюджет, ну и ладно, примем такой». Эту ситуацию с какого-то края надо переламывать. Когда я работал в Законодательном Собрании области — с той стороны её ломал, сейчас добиваюсь правды на нашем муниципальном уровне: 80 жителей Перевоза — такие же горожане, не второго сорта, они не виноваты, что живут за рекой. И если в каждом микрорайоне у граждан будет такое сознание (и такой староста, как А. Юдинцев) — будет возможность чего-то добиться.
Отвечая на одну из прежних публикаций в «Скате», администрация города напомнила, что депутатский корпус у нас состоит не из одного Николая Дубравина — и предложила редакции освещать работу всех народных избранников.
С данной позицией я совершенно согласен и подтверждаю, что никаких симпатий и антипатий в освещении депутатской работы у меня нет. Так что если по инициативе других депутатов сейчас проходят подобные проверки, я охотно приму информацию об их итогах на (то есть таким же образом, как получаю сведения от депутата Николая Дубравина).
Староста микрорайона Анатолий Юдинцев говорит, что до пенсии руководил группой технадзора в нефтегазовых подразделениях «Лукойла». Потому сегодня многие «нескладухи» в работе местных инстанций (для нас уже ставшие привычными) поражают его своей нелогичностью:
— Один школьник, живущий на Перевозе, учится во вторую смену — но вынужден ехать на учёбу первым рейсом (утром в 6.30), поскольку следующий рейс из микрорайона будет только в 15.30, и на нём ко второй смене не успеть. Вдобавок после занятий он не успевает на последний рейс из города (в 17.40). Итог: многодетной маме этого школьника (у неё ещё двое детей учатся в школе) предложено для решения проблемы озаботиться съёмом жилья в городе!
В похожей ситуации у нас взрослые, которые работают в Слободском в ночную смену, а потом не спавши вынуждены проводить в городе ещё и половину дня — дожидаются автобуса на Каринский.
— Отсутствие информационных щитов в Перевозе сказалось на выборах депутатов осенью 2016-го. Люди не знали, за кого голосовать. За два дня до выборов нам привезли-таки информационные плакаты, но закон о выборах запрещает размещать информацию о кандидатах просто на заборах — так что вывесить их нам было негде…
Вот нарушения, выявленные в ходе мартовской проверки (о них Н. Дубравин уведомлен ответом прокуратуры 4 апреля):
По линии Роспотребнадзора:
* Колодец в районе конечной остановки не пригоден к использованию — его деревянный сруб сгнил и заражен грибком, визуально вода в колодце мутная, с отпавшими от сгнившего сруба остатками дерева, что не соответствует п.3.3.7, п. 5.8 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», п.1, п.З ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г №52-ФЗ.
При строительстве нового колодца не соблюдены требования к устройству и оборудованию колодца: оголовок (надземная часть) менее 0,7-0,8 м от поверхности земли, по периметру оголовка не сделан «замок» из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины, нет отмостки из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метра с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (грунт песчаный), нет скамьи для ведер и приспособления для подъема воды из колодца, что не соответствует п.З.3.2, п.3.3.4, п.3.3.11 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
По линии ГИБДД:
* Выявлены нарушения требований п.п.3.1.6, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 при содержании автодороги на улицах Рейдовая и Глазовская, нарушения требований п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 при содержании автодороги на улицах Речная, Рейдовая, Глазовская, Белохолуницкая и на переулке Каринский.
* Слободским отделением ГИБДД возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностных лиц МУП «Благоустройство» и администрации города по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
По линии прокуратуры:
* По выявленным нарушениям межрайонная прокуратура внесла представление главе администрации г. Слободского.
Текст, фото — Виктор Хардин
При содействии Н. Дубравина