Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Проблемная окраина — Каринский Перевоз

Каринский перевоз. Анатолий Юдинцев — староста микрорайона

По прямой до него рукой подать: по крепкому зимнему льду отсюда достаточно сделать километровый переход через Вятку — и вот уже житель Каринского перевоза в Слободском.

Но чтобы с Перевоза добраться до цивилизации автобусом/машиной — приходится делать эпичный 20-километровый крюк через Азлань, Бажгалы, Белохолуницкий разъезд и т.д.

Хотя ведь и сам Перевоз должен бы быть частью цивилизации (по крайней мере, в административном смысле это заречный микрорайон города Слободского, и его жители — тоже горожане). Однако упоминание о данном факте вызывает у местных усмешку: — «На бумаге», может, и горожане. А на деле полюбуйтесь, как живём…

28 марта сюда приехала совместная проверка нескольких инстанций — сотрудники прокуратуры, ГИБДД, пожарный надзор, Роспотребнадзор. Участвовали в этой работе также специалисты городской администрации и водоканала, а ещё депутат городской Думы Николай Дубравин (старший). Осталось узнать, что привело их сюда одновременно.

Немного истории

Исследователи родной старины склоняются к мысли, что в прошедшие века здесь был мощный «логистический узел» на пути из европейской части России в Сибирь, привязанный к лодочной и паромной переправе (ведь постоянного моста через Вятку у города Слободского тогда ещё не было).

И правда, Каринский перевоз с высоты птичьего полёта (ладно, я скажу проще — с высоты яндекс-карты) выглядит на удивление внушительно для места, где постоянно проживают лишь 80 человек: одна только улица Речная протянулась больше чем на километр, а «крылья» двух других — Белохолуницкой и Глазовской — делают в совокупности аж 1,5-километровый размах.

Любители «альтернативных сценариев» говорят, что Перевоз, пожалуй, повторил «в миниатюре» судьбу города Слободского — ведь и сам Слободской потерял часть былого величия в родном регионе, когда в конце XIX века Пермь-Котласская железная дорога пролегла через город Вятку, оставляя Слободской на периферии.

Но то было лирическое отступление, а меня вообще-то пригласили сюда, чтобы прикоснуться к правде будней.

Чего мало и чего совсем нет

В центре микрорайона участников проверки встречает Анатолий Юдинцев — староста микрорайона с осени 2015-го. Срок невелик, но Анатолий Маркелович уже успел стать узнаваемой персоной в городских инстанциях — поскольку не стесняется ходить и задавать вопросы чиновникам.

Сегодня Анатолий Юдинцев напоминает гостям об основной проблематике Перевоза в последние годы:

  1. Здесь совсем нет: уличного освещения, магазина, аптеки/медпункта, противопожарного водоёма, клуба/общественного помещения, где можно было бы организовать выездной приём участкового врача, в холодный сезон провести собрание и т.п.
  2. Автобус делает сюда из Слободского три рейса, выезжая с автостанции в 5.40, 14.30 и 17.40. Человек едет в город на приём к врачу (или медпроцедуру) — и потом несколько часов вынужден где-то «кантоваться», невзирая на самочувствие, возраст, погоду на дворе и т.д.
  3. Переоценка кадастровой стоимости земельных участков, применённая к городской территории, привела к повышению земельного налога и на Каринском перевозе — по-видимому, ни заказчика (муниципалитет), ни исполнителя (оценочную компанию) не смутило, что условия проживания на Перевозе малость отличаются от ситуации в центре Слободского.

Недовольным переоценкой жителям Перевоза предложен вариант из серии «помоги себе сам» — добиваться снижения кадастровой стоимости через суд. Что, в свою очередь, сулит расходы больше 10-и тысяч рублей на один двор, — и совершенно не гарантирует, получится ли результат в пользу заявителя.

  1. Отсутствие воды в общественных колодцах — и обветшавшем старом, и вырытом в 2016 году новом.
  2. Малый мост за Азланью, через который дорога идёт к Перевозу, в весеннее половодье переливает водой, оставляя микрорайон совсем без автобусного сообщения на некоторое время.

…и ещё до десятка больших и малых проблем, которые в совокупности объясняют, почему местные жители улыбаются (в лучшем случае) при упоминании об их городском статусе.

Из своей точки зрения Анатолий Юдинцев не делает секрета: он считает, что причина стольких проблем микрорайона — не в его отдалённости, а в недоработках городского руководства:

— В своё время жители Каринского перевоза пожаловались мне: «Приезжая в город, как правило, выходим на остановке за светофором (угол Грина/Советской) — но порой не знаем, как тут выйти на тротуар». Начинаю искать ответственного за эту ситуацию — и получаю от городских чиновников ответ: «На балансе города данной остановки нет. Кто ответственный за её очистку, нам неизвестно. Хотите — ищите сами».

После таких диалогов вывод сам напрашивается: что уж говорить об отношении к заречному микрорайону, если в центральном городском квартале я должен сам искать (!) ответственного за остановку.

Встречные упрёки

Администрацию города на встрече представляет первый заместитель главы города Павел Вайкутис. По большинству перечисленных ситуаций у него есть встречные аргументы:

— Проблемы Каринского перевоза муниципалитет старается решить. В прошлые годы на сходах говорили про необходимость нового колодца и остановочного павильона — сделано и то и другое. Нет воды в колодце? Так ведь именно староста А. Юдинцев нам показывал, где его рыть.

Остановка стоит в неудобном месте? Так и в этом случае староста показывал место для размещения остановочного павильона. Не согласны с качеством расчистки улиц?  — Имейте в виду, что трактор, отправленный на расчистку микрорайона, поступает здесь опять-таки в распоряжение старосты (который показывает, где, как и сколько необходимо грести).

Староста (он стоит слева на верхнем фото этой страницы) в ответ начинает новый виток дискуссии:

— Да, я показал примерное место для размещения нового колодца, имея в виду, что он должен находиться недалеко от старого. Но, по моему мнению, воды в нём нет, потому что администрация и водоканал недостаточно углубили колодец (вместо предложенных мной 6-и метров — только 4 метра, как в старом колодце)? А потом ещё и «передумали» везти к нам ранее обещанные добавочные кольца для его углубления.

Я слышу, как каждый вопрос обрастает всё новыми деталями, цифрами, терминологией — и понимаю, что очевидцу вроде меня остаётся пока только фиксировать высказанные мнения. А чтобы делать выводы, кто здесь из собеседников прав, нужно обложиться нормативными актами и провести за их изучением не один вечер. Так же, как в этом споре о тополях.

Спор под тополями

На улице Речной новая линия электроперадач прошла аккурат сквозь кроны уже немолодых тополей. Павел Вайкутис говорит:

— Если деревья стоят на частных земельных участках, и собственник обратится в администрацию с инициативой о сносе этих тополей — администрация ответит, что не возражает, если деревья снесёт собственными силами владелец участка…

И снова недоумение со стороны старосты и Николая Дубравина:

— Погодите, ведь запрос о сносе этих тополей, которые угрожают целостности электролинии, уже сделан — и администрация на него до сих пор не ответила… а с другой стороны, как частные лица (без специальных знаний и допусков) справятся с этой работой, когда совсем рядом проходят провода под напряжением?

Новые линии электропередач

Спор о маршруте

Городская (на сегодня 22-рублёвая) стоимость проезда до Слободского — едва ли не единственный очевидный плюс, который жители Каринского перевоза получили от присоединения к городу. Зато «в нагрузку» получили городскую стоимость электричества и уже упомянутое выше повышение кадастровой стоимости земли.

Известно, что на протяжении всех лет этой ситуацией охотно пользовались слободские рыбаки/ грибники/ягодники: неплохо ведь выбраться так далеко на природу по цене городской поездки. Меж тем, по заверению администрации, автобусный маршрут «Слободской — Каринский перевоз» при такой эксплуатации стал убыточным, что и заставило оптимизировать расписание.

В числе высказанных инициатив на будущее — ввести на маршруте «фильтр прописки» — чтобы за 22 рубля могли ехать только реально живущие на Перевозе, а заезжий рыбак или грибник платил бы полную цену (насколько помню, больше 50-и рублей).

Может, это позволит вернуть на маршрут отменённый 4-й рейс? Мой внутренний скептик говорит, что конечно же нет. Помнится, при введении платёжных карт в местном транспорте нам тоже сулили «возможное снижение платы за проезд». Система карт благополучно введена. Проезд благополучно дорожает. Почему-то я не удивлён.

Кто руководит проверкой?

Сотрудник прокуратуры Дмитрий Русских в ходе этой проверки выступил как своеобразный «модератор», которому предстоит получить от остальных специалистов оценку ситуации (см. внизу данной страницы), чтобы принимать дальнейшие меры.

Пользуясь случаем, уточняю у Дмитрия Михайловича:

— Тот факт, что здесь меньше ста человек населения, имеет значение для дальнейших действий?

— Даже если бы под обращением подписались 10 человек, прокуратура (и другие инстанции) провели бы такую же проверку с принятием мер.

«Смысл не в том, чтобы делать работу за домкомов и старост»

Депутат Дубравин — ещё один межведомственный координатор, который по ходу встречи доносит позицию населения до проверяющих. Заодно он подтверждает мою догадку:

— Эту проверку инициировал я, получив обращение  старосты микрорайона А. Юдинцева. Но предварительно убедился, что староста и сам не сидит на месте — однако его хождения по инстанциям часто остаются без ответа (формальные «отписки» не в счёт). Я этот момент специально уточняю для других земляков, чтобы понимали: если где-то на другой территории мне предлагают сделать работу за старосту/домкома, от которого нет толку, то моя первая реакция будет: «Переизбирайте вашего старосту, меняйте домкома. Или хотите, чтобы он сидел как Емеля на печи, а я всю работу сделал за него? Это тоже ненормально».

— Не ждёте сейчас упрёка от ваших оппонентов, что бьётесь тут за интересы нескольких десятков человек (и, кстати, некоторые владельцы дач на Каринском люди совершенно не бедные), — тогда как в городском центре есть проблемы, общие для тысяч людей?

— Во-первых, поддержу мысль представителя прокуратуры: перед лицом закона слобожане — это не только живущие вдоль улицы Советской. И попрекать один микрорайон интересами другого микрорайона — последнее дело. Обратите внимание: кто ведёт такие разговоры, те в итоге никому и не помогут (как та лиса в сказке, которая делила сыр поровну для двух медвежат и в итоге съела всё сама).

Узнаёте, кто у нас в округе так рассуждает? — Ему скажешь про ремонт дорог, а он ответит: скажите, какой детский сад закрыть, чтобы найти деньги.

— Так ведь правда бюджетных денег у нашего города на всё не хватает…

— Об чём я и говорю всегда на Думе. Это результат многолетнего соглашательства, когда депутатское большинство не хочет спорить с областью — «спустили неполный бюджет, ну и ладно, примем такой». Эту ситуацию с какого-то края надо переламывать. Когда я работал в Законодательном Собрании области — с той стороны её ломал, сейчас добиваюсь правды на нашем муниципальном уровне: 80 жителей Перевоза — такие же горожане, не второго сорта, они не виноваты, что живут за рекой. И если в каждом микрорайоне у граждан будет такое сознание (и такой староста, как А. Юдинцев) — будет возможность чего-то добиться.

Отвечая на одну из прежних публикаций в «Скате», администрация города напомнила, что депутатский корпус у нас состоит не из одного Николая Дубравина — и предложила редакции освещать работу всех народных избранников.

С данной позицией я совершенно согласен и подтверждаю, что никаких симпатий и антипатий в освещении депутатской работы у меня нет. Так что если по инициативе других депутатов сейчас проходят подобные проверки, я охотно приму информацию об их итогах на (то есть таким же образом, как получаю сведения от депутата Николая Дубравина).

Староста микрорайона Анатолий Юдинцев говорит

Староста микрорайона Анатолий Юдинцев говорит, что до пенсии руководил группой технадзора в нефтегазовых подразделениях «Лукойла». Потому сегодня многие «нескладухи» в работе местных инстанций (для нас уже ставшие привычными) поражают его своей нелогичностью:

— Один школьник, живущий на Перевозе, учится во вторую смену — но вынужден ехать на учёбу первым рейсом (утром в 6.30), поскольку следующий рейс из микрорайона будет только в 15.30, и на нём ко второй смене не успеть. Вдобавок после занятий он не успевает на последний рейс из города (в 17.40). Итог: многодетной маме этого школьника (у неё ещё двое детей учатся  в школе) предложено для решения проблемы озаботиться съёмом жилья в городе!

В похожей ситуации у нас взрослые, которые работают в Слободском в ночную смену, а потом не спавши вынуждены проводить в городе ещё и половину дня — дожидаются автобуса на Каринский.

— Отсутствие информационных щитов в Перевозе сказалось на выборах депутатов осенью 2016-го. Люди не знали, за кого голосовать. За два дня до выборов нам привезли-таки информационные плакаты, но закон о выборах запрещает размещать информацию о кандидатах просто на заборах — так что вывесить их нам было негде…

Вот нарушения, выявленные в ходе мартовской проверки (о них Н. Дубравин уведомлен ответом прокуратуры 4 апреля):

По линии Роспотребнадзора:

* Колодец в районе конечной остановки не пригоден к использованию — его деревянный сруб сгнил и заражен грибком, визуально вода в колодце мутная, с отпавшими от сгнившего сруба остатками дерева, что не соответствует п.3.3.7, п. 5.8 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», п.1, п.З ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г №52-ФЗ.

При строительстве нового колодца не соблюдены требования к устройству и оборудованию колодца: оголовок (надземная часть) менее 0,7-0,8 м от поверхности земли, по периметру оголовка не сделан «замок» из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины, нет отмостки из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метра с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (грунт песчаный), нет скамьи для ведер и приспособления для подъема воды из колодца, что не соответствует п.З.3.2, п.3.3.4, п.3.3.11 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

Колодец

По линии ГИБДД:

* Выявлены нарушения требований п.п.3.1.6, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 при содержании автодороги на улицах Рейдовая и Глазовская, нарушения требований п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 при содержании автодороги на улицах Речная, Рейдовая, Глазовская, Белохолуницкая и на переулке Каринский.

* Слободским отделением ГИБДД возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностных лиц МУП «Благоустройство» и администрации города по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

По линии прокуратуры:

* По выявленным нарушениям межрайонная прокуратура внесла представление главе администрации г. Слободского.

Текст, фото — Виктор Хардин

При содействии Н. Дубравина