Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Шёлк, цветущий круглый год

Так получилось, что Татьяна Малых, достигнув немалых высот в выбранном мастерстве, у себя в Слободском остаётся известной достаточному узкому кругу земляков — хотя по её видео-урокам сегодня учатся в других регионах России и за рубежом.

Впрочем, и само искусство шёлковой флористики в нашем краю — увлечение не массовое. Поэтому я попросил Татьяну Анатольевну рассказать обо всём сразу — как делаются цветы из шёлка, откуда родом это искусство, и чем привлекло её.

Татьяна Малых

Дедушки и бабушки уже нет на свете, но и сегодня незримо они рядом. Это они в моём советском детстве привили мне любовь к творчеству.

Дедушка, Александр Иванович Касьянов, был тяжело ранен в Великую Отечественную, награждён орденом Славы. Дожил до 90 лет. Он был художником — и меня учил меня рисовать, резать по дереву и конструировать.

Бабушка, Августа Ильинична Долматова, всю жизнь работала на меховой фабрике «Белка», учила меня шитью и вышивке.

Они научили меня, глядя на мир, видеть прекрасное. Иногда мне кажется: всё, что сейчас делаю — для того, чтобы их порадовать.

О советской поре остались приятные воспоминания. Помню наш город живущим полной жизнью — с фабриками, заводами, кинотеатрами… Сложно сейчас сказать, было ли это особое настроение детства, или правда жизнь настолько отличалась от современной?

Горько видеть, что Слободской разделяет судьбу многих современных городов: прибавляется торговых центров, а работу найти непросто. Уровень жизни падает, а когда человеку приходится думать о выживании, в большинстве случаев ему уже не до изящных искусств.

Поэтому творчество стало для меня и отдушиной — во время создания цветов мысли приходят в порядок, в душе наступает гармония.

Цветы 1

К увлечению шелковой флористикой меня привело восхищение живыми цветами. Может быть, здесь было замешано присущее многим культурам желание «обмануть неумолимое время» — надолго сохранить то, что в природе обречено на скорое увядание.

Начинала с самого простого и доступного — цветов в «мягкой технике», без специальных инструментов и с обычными тканями, которые большинство женщин найдёт у себя на антресолях.

Первый сделанный цветок показался мне на удивление удачным. Ого, да я без двух минут мастер! А затем было как в «Каменном цветке» Бажова — чем дольше работаешь, тем острее видны недочёты. Тем яснее понимание, что можно сделать лучше.

Этот настрой и привёл меня к шёлковым цветам японских мастеров. Они выглядели как настоящие. А дальше события развивались по афоризму Коко Шанель:

— Вещи ручной работы — роскошь, иметь их каждому не обязательно. Кто хочет их получить — либо платит мастеру за труд, либо делает это сам.

Я выбрала второй вариант и стала понемногу обрастать инструментами, материалами и знаниями (В прежние годы информации было так немного, что опыт приходилось собирать по крупицам).

Ещё не было под рукой ни специальных японских красок, ни подходящей ткани… но после одобрительных отзывов мастеров у меня словно выросли крылья — захотелось творить и идти вперёд!

Цветы 2

Цветами из ткани люди украшают себя с древности. Искусство шёлковых цветов родом из Китая, но японцы переняли его и развили до совершенства. Использование дорогого натурального шёлка для этой работы — не прихоть. Именно он своей структурой больше всего напоминает лепестки цветов.

Такие цветы — хрупкая роскошь, но при бережном обращении служат долгие годы. Используются они прежде всего как детали одежды или украшения интерьера.

У цветоделия нет ограничений по возрасту. Однажды на вебинаре мы поздравляли одну из учениц с 70-летием. Границы и расстояния — тоже вещь условная, благодаря интернету. Конечно, основной круг моих учениц — россиянки, но есть и живущие за рубежом, от Италии до Черногории. Была ученица из Великобритании, совсем не знавшая русского языка. Тем не менее, «внаглядку» она смогла перенять многое на мастер-классе — просто повторяя всё вслед за мной.

Цветы 3

Первичный материал для любого цветка — белый шёлк, обработанный специальным составом. Вырезание каждого лепестка и его роспись специальным красителем — только вручную.

Потом идёт обработка элементов горячими инструментами, которые придают шёлку изгибы и закругления живого лепестка.

На создание цветка уходит до 3-х дней (с условием, что работаешь над ним по 8 часов в день). Создание букета занимает около месяца.

Кто-то назовёт это мистикой, но может, это всего лишь законы психологии. Нельзя браться за цветок в плохом настроении, или после неприятного разговора — шёлк не будет слушаться, а то и ожог получишь.

В трудный час мастер шёлковой флористики разделит с вами последний бутерброд — но не ждите, что даст попользоваться своим набором инструментов даже «на денёк». Один набор — один хозяин, и каждому энтузиасту предстоит обзавестись своим.

Думаю, похожие правила есть в любом творческом направлении.

Цветы 4

Инструменты для цветоделия (ножи и наконечники-шарики со смешным названием «бульки») для нагревания вставляют в паяльник. Придя в кировский магазин электроинструмента, я искала себе подходящий, а когда выбрала, консультант взялся меня разубеждать:

— Что вы, эта модель совсем не годится, давайте лучше посмотрим вон тот ряд…

Пришлось мне перехватить инициативу:

— Погодите. Дайте тот, который я выбрала. Вот смотрите, я убираю паяльное жало и вставляю вместо него одну из своих насадок…

Увидев мой набор «булек», консультант покивал головой, как будто сразу во всём разобрался:

— А, так это какой-то косметический набор?

В общем, оказалось, что инструмент для цветоделия он видел впервые в своей многолетней практике)))

Инструменты

Подготовка публикации — Геннадий Шабалин

Иллюстрации предоставлены Татьяной Малых