Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

23-й год жизни, первый боевой вылет и немеркнущий подвиг

Борис Прокопьевич Харин

14 июля – день памяти Бориса Прокопьевича Харина, уроженца Слободского района и одного из советских лётчиков Великой Отечественной войны, которые повторили подвиг Николая Гастелло – совершили таран ценой своей жизни.

Борис Харин родился 22 июня 1922 года в деревне Колодкины. Окончил 7 классов Успенской школы, занимался в Кировском аэроклубе. В апреле 1941 года поступил в Батайскую школу лётчиков, завершал обучение в военном училище в Кировабаде.

14 июля 1944 года на Львовщине группа бомбардировщиков Пе-2* из состава 82-го гбап** совершала бомбардировку вражеской техники.

В группе находился и самолёт Бориса Харина (для его экипажа это был первый боевой вылет).

Обстоятельства подвига, совершённого их экипажем, восстановлены по свидетельству подполковника Василия Чёрного – командира звена эскадрильи, в которой служил Борис Харин:

– Самолёт под управлением Бориса подбили, он загорелся. Спасая себя и машину, экипаж стал разворачивать самолёт в сторону линии фронта. Но самолёт начал терять высоту. И тогда – очевидно, поняв, что до линии фронта уже не дотянут – они выполнили резкий поворот влево под углом 90 градусов и врезались в колонну вражеской техники…

Память о земляке и его подвиге увековечена на мемориальной доске, которая установлена в Первомайском (ныне микрорайон города Слободского) на фасаде административного здания.

Также именем Бориса Харина названа одна из улиц, расположенных в Первомайском микрорайоне.


**82-й гв. Бап

82-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк.

*Пе-2

(прозвище «Пешка») – советский пикирующий бомбардировщик с экипажем из трёх человек: пилот, штурман и стрелок-радист.

Отдельные параметры:

- длина 12,66 метра,

- размах крыла 17,13 метра,

- масса пустого самолёта 5 840 кг,

- объём топливных баков 1 484 л,

- мощность двигателей 2 × 1100 лошадиных сил,

- максимальная скорость на высоте – 540 км/ч.

На Пе-2 впервые в отечественном авиастроении широко применён электропривод: заслонки радиаторов, триммеры, посадочные щитки и др.


Пе-2

Сохранившиеся экземпляры:

- в музейном комплексе Уральской горно-металлургической компании в Свердловской области,

- в музее «Дом авиаторов» в Ленинградской области.


На Пе-2 летают герои повести (и снятого по ней фильма) «Хроника пикирующего бомбардировщика».

Кадр из кинофильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»