Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Сохранение памяти о воинах-земляках разных поколений

Николай Михайлович Пьянков

8 марта текущего года на 77-м году ушёл из жизни известный слобожанин – капитан I ранга Николай Михайлович Пьянков.

Начиная с защиты Отечества на морских рубежах и вплоть до защиты права земляков на благоприятную окружающую среду – весь жизненный путь Николая Пьянкова стал примером деятельного служения интересам Родины и её народа.

Представление о вехах этого пути можно получить из посвящённой Николаю Михайловичу главы в сборнике «Слобожане на защите Отечества» (издан местным Советом ветеранов и Военным комиссариатом в 2018 году – к столетию Вооружённых сил России).

Здесь на газетной полосе – фрагменты упомянутой главы, рассказывающие о военной службе Николая Пьянкова и его общественной работе на Слободской земле:

В годы Великой Отечественной войны отец Николая Пьянкова участвовал в обороне Кавказа и Сталинграда, а также в Курской битве, свою военную службу он завершил в 1945 году в Праге в звании гвардии ефрейтора.

Мама Николая в войну работала на слободском швейном предприятии. В числе её наград – «Медаль материнства» 1-й степени: она родила и воспитала шестерых детей. Все шестеро получили высшее техническое образование и работали на предприятиях оборонной промышленности и народного хозяйства, причём все мальчики после срочной службы прошли также дополнительную подготовку и в военкомате находились на учёте как офицеры запаса.

Николай Михайлович вспоминал:

– Не было случая, чтобы родители повысили голос друг на друга, или нас оторвали бы от учебника ради какой-то домашней работы. Хотя работы хватало: живя в деревянном доме без удобств, мы держали скотину – и воду, к примеру, носили за полкилометра, с речки Котлянки. Десятки забот вменялись в нашу, детскую обязанность – но только не в ущерб учёбе!

Добавлю, что от отца-фронтовика мы никогда не слышали матерного слова, и ни разу не видели его курящим.

Окончив школу № 7, Николай работал в автоколонне № 1215 автослесарем-мотористом и самостоятельно подготовился к поступлению в высшее учебное заведение. В 1964 году он стал единственным курсантом в Высшем военно-морском училище подводного плавания имени Ленинского комсомола, который поступил на добровольных началах из Кировской области.

Качество преподавания на минно-торпедном факультете иллюстрирует тот факт, что в числе преподавателей здесь были шесть Героев Советского Союза, изобретатели и испытатели атомного, ракетно-торпедного и минного оружия (а несколько офицеров в годы войны взрывались, тонули и горели вместе с экипажами).

Хронология его обучения по курсам:

- после 2-го курса Николай Пьянков стал отличником учёбы,

- на 3-м курсе назначен заместителем командира взвода на младшем курсе, и в этом же году женился на своей однокласснице-слобожанке,

- на 4-м курсе стал отцом и выполнил две научные работы на военные темы (причём одна – в области маневрирования и стрельбы в подводном положении без энергообеспечения – была приравнена к изобретению),

- на 5-м курсе был приглашён к обучению в адъюнктуре и на военного переводчика (к сожалению, из-за материальных трудностей для семьи и отсутствия ленинградской прописки эта инициатива не была реализована).

Служба Николая Пьянкова на Балтийском флоте началась в августе 1969-го – на подлодке «С-264» в составе 22-й бригады 37-й дивизии подводных лодок (базировалась в Латвийской ССР).

Служба проходила чрезвычайно интенсивно, поскольку в ситуации реальной угрозы ядерного конфликта у причалов стояло не больше трети подводных лодок, – остальные работали в море с ядерным оружием на борту вблизи стран НАТО в Северном и Норвежском морях. И даже с дежурных подлодок, стоявших у причала во внешней гавани, личный состав не мог сходить на причал, так как находился в постоянной готовности к пуску ракет по заранее назначенным целям.

Начиная с 1972-го Николай Пьянков служил на кораблях 12-й дивизии ракетных кораблей, 128-й бригады сторожевых кораблей и 76-й бригады эскадренных миноносцев.

В данный период продолжительность боевой службы кораблей в море превышала полгода, а география походов простиралась от берегов Сирии и Кубы до Норвежского и Баренцева морей. Основным содержанием службы в эти годы была проводка подлодок Северного флота через противолодочные рубежи НАТО в северной Атлантике, – а также разведка, поиск и слежение за авиа-
носными группами и подводными лодками (включая выдачу целеуказаний на их уничтожение).

Наиболее острым моментом дальних походов – к счастью, не приведшим к бою – стал заход на крейсере «Октябрьская революция» в сирийский порт Латакия в сентябре 1972-го, во время внезапно начавшейся арабо-израильской войны.

Весной 1973-го на эсминце «Светлый» в порту Конакри Николай Пьянков участвовал в защите Гвинеи от внешней угрозы, включая обеспечение личной безопасности президента и правительства страны.

В 1976-м по состоянию здоровья Николай Михайлович перешёл на берег, где начал службу как старший инженер цеха ремонта и приготовления бортовой аппаратуры торпед и минного оружия. Первым на Балтике он освоил расшифровку записей регистраторов стрельбы в условиях мелкого моря – что позволило доработать несколько типов аппаратуры самонаведения и неконтактных взрывателей, уже принятых к этой поре на вооружение.

Аналитические способности Николая Пьянкова не остались незамеченными: его направили на курсы Генштаба, после чего 10 лет он служил старшим офицером штаба Балтийского и Северного флотов. Закончил службу в должности начальника базы оружия (сейчас это Северный арсенал в Мурманске).

Своей главной заслугой за 28 лет службы на флоте Николай Михайлович считал тот факт, что ни один подчинённый ему военнослужащий или гражданский специалист при выполнении боевых и иных задач не погиб и не получил увечья, при этом все поставленные ему задачи были выполнены в срок и с высоким качеством.

После увольнения в запас (в 1992 году) первые четыре года Николай Михайлович провёл в Мурманске, работая над международной программой использования энергии ветра «Кольский ветер».

Когда в 1996 году Николай Пьянков вернулся в родной Слободской, то разработал бизнес-проект лесопильного производства на экспорт – на базе цеха Слободского завода ЖБИ – и посвятил два года его реализации (как замдиректор по производству).

Одновременно при Доме детского творчества он организовал кружок «Юный друг моря», чьи участники завоёвывали призы на межрегиональных Циолковских чтениях. Итог: самому Николаю Михайловичу присвоена квалификация преподавателя дополнительного образования 1-й категории. Позднее он преподавал ОБЖ в школе № 3, занимался общественной деятельностью и работал в составе Слободской городской Думы (где в числе прочего руководил думской контрольно-счётной комиссией).

Также Николай Пьянков посвятил пять лет работе госинспектора экологической безопасности и охраны окружающей среды Слободского района.

До мая 2017 года – преподавал ОБЖ и был инженером по охране труда в Слободском педколледже (где за высокие показатели ему присвоена высшая преподавательская категория).

Как старший по воинскому званию среди слободских моряков, он участвовал в международном учредительном съезде Ассоциации ветеранов подводного флота и офицеров-подводников (в Санкт-Петербурге).

В Кировской области был членом Кировского общества друзей флота и Вятской кают-компании.

Вёл большую и разноплановую работу в СМИ, где освещал в том числе местную острую проблематику: дороговизну отопления в городе Слободском, риски, связанные со строительством Осинского полигона, и т.д.

Уже в совсем недавние годы, несмотря на почтенный возраст и состояние здоровья, Николай Пьянков оставался активным участником общественной жизни города и района, – в том числе:

- В 2016 году стал соучредителем общественной экологической организации «Среда обитания», работающей с вопросами экологической защиты населения.

- Весной 2017 года при содействии Слободского отделения ДОСААФ организовал подготовку судоводителей из числа энтузиастов-слобожан.

Несмотря на то, что заключительная треть его жизни прошла вдали от морей, «капитанский мостик» оставался частым образом в публичных выступлениях Николая Михайловича.

Сейчас, прощаясь с Капитаном, можно уверенно сказать, что и сам Николай Пьянков в лучших традициях воспетой им службы завершил свой земной поход, не покинув капитанского мостика: до последних дней он действовал и принимал решения, руководствуясь интересами своего большого «экипажа», в который входили тысячи его единомышленников – активных и неравнодушных жителей Слободской земли.