Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Сергей Васильевич Лобачёв – первый вятский учёный-охотовед и известный хирург, который родился и вырос на Слободской земле

29 апреля текущего года иллюстрированный очерк о необычном жизненном пути Сергея Лобачёва опубликован ВКонтакте в группе vk.com/slobhunt («Слободское Общество Охотников и Рыболовов»).

Автор этого очерка – охотовед Слободского охотобщества Степан Халтурин, с позволения которого здесь в газете опубликована сокращённая версия очерка, а полную при желании вы можете открыть через эту ссылку: https://vk.com/slobhunt?w=wall-55583363_1601

Сергей Лобачёв в молодости

Сергей Лобачёв в зрелые годы

Сергей Лобачёв родился в 1903 году в Слободском уезде в семье сельского учителя. Его предки в течение многих поколений были лесными охотниками.

С 11 лет Сергей жил в городе Слободском, где учился в реальном училище. Здесь перенимал опыт бывалых охотников и к 13 годам самостоятельно охотился на пернатую дичь.

В 16 лет Лобачёва как юношу грамотного пригласили безвозмездно поработать в Слободской уездный союз охотников. Достигнув совершеннолетия, он уже имел такой авторитет в охотничьей среде, что его избрали сначала секретарём, а потом и председателем местного объединения охотников с численностью в несколько сотен человек.

При Лобачёве в 1921 году Слободской союз охотников вступил во Всероссийский союз охотников – и эту дату принято считать официальным началом существования Слободского общества охотников и рыболовов, которое работает и по сей день.

Охотники слободы Демьянка (ныне микрорайон города Слободского) после охоты на зайца, 1915 год. В среде этих людей юный Сергей Лобачёв постигал ремесло промысловой охоты.
Фотография из фондов Слободского краеведческого музея.

В 1919 году Лобачёв стал одним из основателей Слободской уездной комсомольской организации, избирался в состав первых трёх ее комитетов, а также редактировал газету «Красный юноша», которая выпускалась этим молодёжным объединением.

В 1922 году возглавил союз охотников всей Вятской губернии.

Трудясь в уездном и губернском союзах охотников, Лобачёв провёл огромную работу по созданию охотничьих коллективов на местах по волостям (в современной терминологии – по сельским поселениям). Для этого он часто и много путешествовал, нередко пешком преодолевая сотни вёрст.

В сложные послереволюционные годы охотничий промысел буквально помогал охотникам выживать. Сам Лобачёв некоторое время жил исключительно на средства, добываемые охотой, на деньги от продажи пушнины и мясной дичи покупал себе еду, одежду, инвентарь и охотничье оружие.

В середине 1920-х Лобачёв поступил на курсы охотоведения в Москве при Петровской (ныне Тимирязевской) сельхозакадемии – единственного в стране учебного заведения, где тогда можно было получить охотоведческое образование.

В столицу он приехал в старом затасканном пальто, одна пола которого была разодрана медведем на охоте, а потом заплатана. Это одеяние было настолько незавидным, что однажды перед учебными занятиями Сергей повесил его на дереве в оживлённом парке Москвы, и когда освободился – забрал нетронутым. В свободное от занятий время Лобачёв разгружал вагоны и брался за другую случайную работу.

По примеру Московских курсов охотоведения, в 1927 году в городе Вятка для работников охотничьих союзов губернии были организованы курсы повышения квалификации, которыми руководил Лобачёв.

При его участии в 1926-1927 годах возобновилось издание вятского журнала «Охотник и рыболов».

«Охотник и рыболов»
Обложка одного из выпусков вятского журнала «Охотник и рыболов».

Получив диплом охотоведа, Лобачёв стал сотрудником биологической станции на Лосином острове в Москве.

Под его начальством в 1930-1931 годах снаряжена первая в стране охотустроительная экспедиция в верховья реки Вычегды (ныне республика Коми). Для издания результатов экспедиции в виде книги Лобачёву пришлось продать три своих охотничьих ружья. Одна из книг этого тиража 1932 года, подписанная самим Лобачёвым, хранится в Слободском обществе охотников.

Участники Верхне-вычегодской охотустроительной экспедиции
Участники Верхне-вычегодской охотустроительной экспедиции 1930-1931 годов. Сергей Лобачёв сидит в середине в светлой одежде и круглой шляпе.
Фото из книги С. Корытина «Звери и люди».

Заслуживает отдельного внимания особое увлечение Лобачёва медвежьей охотой. К 25 годам на его счету было уже 30 добытых зверей, а за всю жизнь Сергей Васильевич лично добыл 43 медведя. Не раз он ходил на опаснейшую охоту на берлоге в одиночку и проявлял огромное мужество, оказываясь один на один со свирепым хищником.

Добывать медведей Лобачёв начинал старым шомпольным ружьем, которое часто давало осечки и не позволяло делать быструю перезарядку после промаха. Из-за осечек ружья или промахов Сергей Васильевич не раз был в шаге от смерти, и однажды всё-таки пострадал от медведя: зверь оставил на его ноге глубокие рваные раны. Какая-то деревенская старушка после охоты обработала ногу жиром добытого медведя, и раны очень быстро зажили. Спустя годы Сергей Васильевич вспомнил этот опыт применения медвежьего жира и успешно использовал его в своей медицинской практике, а результаты публиковал в своих работах по медицине.

После революции и гражданской войны крестьяне Вятского края сильно страдали от нападения медведей на домашний скот: за год с 1925 по 1926 в губернии медведи задрали одних только коров около 300. Лобачёва, как опытного медвежатника, часто звали на помощь в добыче таких медведей-«стервятников». Будь то Суземье или Залекомье в Слободском уезде или отдалённая северо-западная часть Вятского края в окрестностях Пинюга, Сергей Васильевич всегда спешил на помощь людям, добираясь до места на поезде, попутным гужевым транспортом или даже пешком за день-два пути.

В середине XX века Сергей Лобачёв считался одним из крупнейших в стране специалистов по бурому медведю, так как имел значительный и многолетний опыт по изучению и добыче этого зверя. Свои знания Сергей Васильевич изложил в своей книге «Охота на медведя», изданной в 1950-х годах и ставшей очень популярной среди охотников и охотоведов.

Книга «Охота на медведя»

В течение жизни Сергей Лобачёв опубликовал около 50 научных работ в сфере прикладной зоологии и охотоведения. Некоторые лирические воспоминания о своей охотничьей жизни он изложил в публикациях журнала «Охота и охотничье хозяйство». Весьма любопытно читать о патриархальном укладе жизни старообрядцев Пинюжья (с которыми Лобачёву довелось много охотиться), об их высоких моральных устоях и своеобразных семейных обычаях. Много интересного краеведческого материала в этих очерках можно найти о жизни Слободской земли 1910–1920-х годов, в том числе показан быт каринских татар, удмуртских деревень Кругловского стана и жизнь русских крестьян Пантыльской стороны.

В наследии С. Лобачёва описаны охоты в окрестностях Слободского, Лекмы, Карино, Пантыла, Вохмы, огромные глухариные тока на Каринском болоте, массовые гусиные присады на знаменитой Васильевской старице и многое другое. Слободским охотникам и сейчас хорошо известны эти места, но вызывает удивление обилие дичи в угодьях 100 лет назад.

В 29 лет Сергей Лобачёв круто меняет сферу деятельности и уходит в медицину. Такое решение зрело в нём давно: ещё в материалах своих охотустроительных экспедиций Лобачёв целые главы посвящал обзору заболеваний местного населения; он видел, как остро людям не хватает квалифицированной медицинской помощи. О себе Сергей Васильевич говорил, что всю жизнь старался, чтобы его деятельность была полезной народу и государству.

В 1932 году Сергей Лобачёв с должности старшего научного сотрудника биологической станции перешёл на 1-й курс Московского медицинского института – с высоты состоявшегося учёного-охотоведа спустился на уровень обычного студента!

После окончания мединститута в 1936 году он отправился в Тверскую область и стал заведующим Кузнецкой сельской больницы. Через три года – поступил в аспирантуру по неотложной хирургии при институте скорой помощи имени Склифосовского, по окончании которой в 1941 году был оставлен в институте как один из наиболее способных хирургов. Здесь Сергей Васильевич проработал до 1961 года, пройдя путь от ординатора до профессора - руководителя хирургической клиники.

В годы Великой Отечественной войны врачи клиники во главе с профессором С. Юдиным (учеником и помощником которого был С. Лобачёв) оказывали неотложную круглосуточную помощь постоянно прибывающим раненым бойцам и мирным жителям.

Научная и практическая деятельность Сергея Лобачёва в медицине была весьма разнообразна, но особенно много он занимался неотложной хирургией грудной и брюшной полостей. Сергей Васильевич стал признанным специалистом хирургического лечения ранений сердца, успешно занимался проблемой лечения острого панкреатита и грыж.

В своей медицинской практике он успешно применял жир медведя и других промысловых зверей, изучал их свойства и публиковал результаты своих исследований в научной печати.

Лично провел более 6000 операций, был автором более 100 печатных работ, приобрёл широкую известность как учёный и хирург-универсал высшей квалификации. В 1953 году получил степень доктора медицинских наук, а ещё через год звание профессора.

Трудясь на медицинском поприще, Сергей Лобачёв не забывал и об охотоведении, постоянно «держал руку на пульсе» охотничьего хозяйства страны – и, конечно, не забывал о самой охоте, которой старался заполнить свой досуг.

Леча других, сам Сергей Васильевич перенёс пять инфарктов, и после первых трёх ещё продолжал работать. Уйдя на заслуженный отдых, он посвятил много времени литературному творчеству, которым увлекался смолоду.

Его сердце остановилось в феврале 1984 года, когда Сергею Лобачёву было 80 лет.

Хирург Сергей Лобачёв
На этом фото хирург Сергей Лобачёв похож на своего прославленного земляка – основоположника отечественной кардиохирургии, академика Александра Бакулева. Фото из журнала «Охота и охотничье хозяйство», 1980 год.