Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

От штанги до баяна, от аэросаней до ноутбука…

Сколько разных позитивных увлечений человек может совместить в своей жизни? В истории Слободской земли один из самых ярких и впечатляющих ответов на этот вопрос – жизненный путь Валерия Самарина, чьё сердце остановилось 10 лет назад – 19 июля 2012 года.

Представить разнообразие сфер, в которых проявился талант Валерия Афанасьевича, позволяет данный биографический очерк:

Валерий Самарин играет на баяне

Родился в 1938 году в Сухоборке, был старшим из семи детей в семье механика леспромхоза и домохозяйки. Окончив семилетнюю Сухоборскую школу, решил не продолжать учёбу в школе-десятилетке (она находилась в Лекме), а сразу пошёл работать – хотелось скорее помочь родителям.

Сначала работал в гараже леспромхоза в электроцехе, где заряжали аккумуляторы. Здесь от вредных паров у Валерия вскоре пропал голос, и врачи посоветовали ему сменить специальность. Со временем молодой человек стал специалистом широкого профиля: освоил токарное и слесарное дело, окончил курсы сварщиков.

В конце 1950-х заинтересовался гармонью и на слух стал подбирать мелодии. Однажды председатель рабочего комитета услышал его игру – и предложил с отрывом от производства выучиться на баяниста в кировском Областном доме народного творчества.

Окончив в 1959-м курсы, Валерий не выпускал баян из рук, и даже некоторое время был учителем музыки в Сухоборской школе.

Другим его увлечением стал спорт: Валерий поднимал штангу, занимался боксом, зимой гонял на лыжах, летом – на велосипеде (и бывало, доезжал из Сухоборки до Макарья просёлочными дорогами).

На водных лыжах

На ниве технического творчества одна из его первых работ – одноместная лодка-байдарка. Для неё братья Валерия собирали в посёлке сломанные целлулоидные игрушки, которые сам конструктор растворял с помощью ацетона, а затем пропитывал слои марли, из которых клеил лодку.

В эту же молодую пору он серьёзно занялся фотографией, купив весь необходимый комплект (в «доцифровую» эпоху для такого увлечения, наряду с фотоаппаратом, требовались ещё фотоувеличитель и внушительный набор химикатов).

Несмотря на иронические отзывы отца, называвшего затеи старшего сына «дурниной», Валерий совершенствовал свой изобретательский навык: скоро его актив пополнили самодельный мотоцикл, собранный из нескольких старых, а потом и аэросани.

Надо ли удивляться, что при таких увлечениях Валерий и спутницу жизни выбрал себе с технической специальностью?

Его женой стала Валентина Лукоянова, работавшая в Сухоборке электриком.

Со временем их семья (у Валерия и Валентины родились трое детей) переехала в Слободской, где Валерий в первое время работал электросварщиком в Слободском совхозе, и сразу же занялся мотоспортом в секции при стадионе.

Своим чередом продвигалась конструкторская практика: после мотосаней и колёсных вездеходов Валерий взялся за создание катера по чертежам из журнала «Катера и яхты», купив для этой цели на фанерном комбинате водостойкую фанеру.

Самое долгое путешествие на созданном катере – поездка Валерия с двумя братьями по Вятке, Волге и Волжскому водохранилищу до Свияжска (старинное село на территории Татарстана), где жили родители его жены.

После совхоза Валерий Афанасьевич работал в сплавной организации, а затем перешёл в отдел главного механика мебельной фабрики, где был слесарем по станкам для мебельного производства.

На работу и с работы Валерий ходил пешком – с одного конца города на другой (семья жила на рабочем посёлке). Даже в пути он не терял минуты даром: повторял стихи, которых в итоге заучил множество – от русских классиков XIX века до сказки про Федота-стрельца Леонида Филатова.

Однажды по приглашению композитора Гарри Цыпукова супруги Самарины записались в хор ДК им. Горького. Больше 10-и лет они посвящали два вечера в неделю репетициям и выступали с хором на разных площадках, добравшись с концертами даже до Москвы.

Благодаря тому, что руководство мебельной фабрики шло ему навстречу (в том числе с дальними выездами на соревнования), в мотоспорте Валерий достиг немалых высот, представляя Слободской на разных уровнях, вплоть до российского. Притом в городской секции он был самым возрастным мотогонщиком, за что получил прозвище «дед».

На мотоцикле

Как-то раз на свадьбе Валерий увидел, как торжество снимают на видеокамеру (для того времени редкость и экзотика). Купив себе собственную, стал заправским кинооператором: в его наследии более 100 отснятых кассет, в том числе и с общегородских праздников.

Когда однажды Валерий Афанасьевич почувствовал себя плохо и обратился к врачам, то оказалось, что он на ногах перенёс инфаркт. При выписке из больницы врачи рекомендовали: пора бы уже и «сбавить обороты» жизненной активности, чтобы поберечь сердце. Но только лишь стало легче – и мастер вернулся в свой гараж, да и спортивных занятий не думал бросать.

Получив от сына на 70-летие ноутбук, он снова сел за парту: окончил компьютерные курсы и стал уверенным интернет-пользователем.

Летом 2012 года Валерий Афанасьевич отправился в 3-недельное путешествие в Канаду, где живёт семья его младшей дочери. На обратном пути – в день прилёта в Москву – пережил новый приступ, и в этот раз врачи уже ничего не смогли сделать: жизнь неординарного земляка оборвал на 74-м году обширный инфаркт…

Чтобы вдохновить собеседника, ему не требовалось много слов: сами дела говорили за слободского энтузиаста, как важно дорожить временем и хранить в душе творческую искру, чтобы на закате жизни не сожалеть о бесцельно проведённых годах.