Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

С багром на «пляшущем» бревне

Антонина Чашникова в молодости Антонина Чашникова

Сегодня 90-летняя Антонина Чашникова живёт в частном доме на окраине Слободского и до сих пор сама работает по дому — зимой огребает снег, летом занимается огородом.

Она была ещё подростком в 1941-м, и за годы войны, как многие её сверстницы, успела поработать и в поле, и на лесозаготовках, и на сезонном сплаве древесины по рекам.

Рассказ Антонины Александровны о её жизни записан в феврале 2017-го и будет включён в 3-й сборник из серии «Слобожане — труженики тыла», над которым сейчас работает коллектив Центра патриотического воспитания им. Булатова.

А пока почитаем четыре отрывка из воспоминаний А. Чашниковой.

— Я родилась и росла в деревне Семаки (Нагорский район). Детство было омрачено ранней смертью отца — его не стало, когда мне было 3 года, а моей маме — 36 лет. Люди говорили, что в её возрасте будет правильно снова выйти замуж. Но ответ Екатерины Ильиничны был всегда один: «Не переживу, если чужой человек станет обижать моих детей».

— В войну окончание полевых работ не означало отдых для нас, сельских жителей: тех, у кого не было зимней занятости в колхозе, отправляли на лесозаготовки. Я выглядела много младше своих 15-и лет (была худа и невысока), и маме в лесу пришлось наслушаться упрёков от окружающих:

— Зачем это взяли ребёнка на лесозаготовки!

А я к этой поре уже знала всякую лесную работу наравне со взрослыми — пилила двуручной пилой, запрягала лошадь (ведь лес вывозили на лошадиной тяге)!

Хотя кое-что новое на этой вахте мне довелось узнать. Нам объяснили, что теперь мы заготавливаем сосну не на дрова или доски, а для нужд авиационной промышленности — поэтому годится не каждое дерево. Чтобы определить, подходящий ли ствол, сначала требовалось постучать по нему обухом топора. Ровный ствол без внутренних изъянов откликнется ярким «звоном», тогда как порченая древесина звучит глухо — и такую мы оставляли на месте.

— На реке мне довелось работать в составе бригады, которая во время сезонного сплава шла вдоль берега — сталкивала в воду брёвна, выброшенные течением на берег. Однажды брёвна сбились в большой затор, который нельзя было разбить с берега. Тогда меня на лодке подвезли к затору по реке и высадили на брёвна с багром в руке.

Орудуя багром, я расцепила затор — и только тут поняла свою оплошность: сама-то я осталась посреди реки на «пляшущих» брёвнах, которые теперь  плыли отдельно и вертелись под ногами, грозя меня утопить. Большого страха я натерпелась посреди этого бултыханья. Даже в какой-то момент мелькнула в голове мысль: уж бросить бы все эти мучения, не сопротивляться и утонуть. Но воля к жизни взяла верх — сцепив багром три бревна, я уцепилась за тот багор, как за спасительную соломинку, и в таком виде товарищи подхватили меня ниже по течению.

— Незадолго до окончания войны вышел случай, который в условиях военной дисциплины мог дорого мне обойтись. Пользуясь отсутствием начальника, бригадир сжалилась и отпустила нас из леса «на побывку» домой — помыться и переменить одежду.

Встретив меня в ограде, мама велела тут же, не заходя в дом, скинуть всю одежду — в ней копошились полчища вшей. Одежду сожгли, а я впервые за несколько недель смогла вымыться в бане.

И тут за мной следом председателю колхоза приходит сообщение: «ушла с работы без разрешения руководства». Не нашла, видать, бригадир понимания с начальником работ и поплатилась за свою жалость. За самовольное оставление рабочего места с нас и в мирное время спрашивали строго, а тут военный тыл…

Спасибо маме — она не растерялась, заперла меня дома и строго приказала: «На улицу чтоб нос не показывать!» А сама спешно ушла в другую деревню — будто бы за мной вдогонку. Спустя какое-то время вернулась и докладывает председателю: не догнала, мол, дочь, нигде её нет… В эту пору, на моё счастье, пришла весть об окончании войны, и мой невольный проступок остался без последствий…

Награды Чашниковой А. А.

Перебравшись после войны в Слободской, Антонина Александровна работала здесь швеёй на швейной фабрике и с мужем вывела в жизнь троих детей.

Сегодня она на заслуженном отдыхе в статусе «Ветеран труда», а семейное древо ширится — у А. Чашниковой девять внуков и восемь правнуков.

Информация — Ольга Корзюкова, Центр патриотического воспитания им. Булатова

Подготовка публикации — Виктор Хардин, «Скат-Инфо»