Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

У этих звёзд, девиза и цветов –

история почти что в четверть века

Флаг лицея №9

На фоне других слободских реалий, история которых исчисляется веками, он всё ещё может казаться экзотическим новшеством, – однако история флага слободского Лицея №9 уже насчитывает без малого четверть века.

О том, как этот флаг появился и на рубеже двух тысячелетий получил свой современный вид, можно узнать из исследовательской работы, с которой два года назад ученица Лицея Евгения Митяшина участвовала в областном конкурсе.

Здесь на газетной полосе – выдержки из работы Е. Митяшиной (с некоторыми редакционными добавлениями), позволяющие представить последовательность событий:

Ноябрь 1998 года

У входа в Лицей дежурит 11 «Г» (=гуманитарный) со своим классным руководителем Валерием Михайловичем Лопаткиным – учителем русского языка и литературы.

Проверяя у входящих вторую обувь, ребята попутно задают вопрос «Знаете ли вы девиз Лицея?» Девиза, как можно догадаться, ещё не существовало на тот момент: проверяющим было интересно, удастся ли кому-то выдать заветные слова экспромтом. Однако все опрошенные затруднились с ответом.

Результаты того утреннего опроса убедили лицейский актив, что собственный девиз учреждению действительно необходим – и найти его решили через конкурс. В положении конкурса был оговорён ряд условий, в их числе: 

– В девизе должны быть только три слова – три существительных в единственном числе и именительном падеже – которые наиболее полно отражают суть жизни Лицея №9.

– В конкурсе могут участвовать лицеисты с 5 по 11 класс (включительно) – как целыми классами, так и индивидуально.

– Победителей конкурса ждёт награда.

Январь 1999 года

К очередному заседанию лицейского Парламента, намеченному на 25 января, предложенных вариантов девиза накопилось достаточно, чтобы стать предметом долгой и бурной дискуссии.

«Знания. Дружба. Традиции»* – утверждённый на том заседании вариант, который звучит в стенах Лицея уже 23+ лет.

Когда утихли первые эмоции, сопровождавшие волнительный момент утверждения, его участники вспомнили об одном из ключевых условий конкурса: победителю положена награда!

Однако оказалось, что посреди обилия оргвопросов этот момент упустили: ФИО автора победившей версии нигде не зафиксировано. Впрочем, и с претензией о заслуженной награде до настоящего времени никто не обратился, – данный нюанс наводит на мысль, что победивший девиз был «собран» уже в ходе дискуссии из нескольких исходных (авторских) вариантов.

Тогда, в 90-е, во всей стране шла череда масштабных изменений, связанных с уходом прежней (советской) символики и появлением новой. Происходящее в Лицее стало своеобразным откликом и органичной составляющей общегосударственного процесса – ведь и здесь, на уровне отдельного учреждения, «свято место не должно быть пусто».

Ранее долгое время в центре событий школьной жизни находилась атрибутика пионерии и комсомола – и у многих земляков с этой порой и её символами связаны самые лучшие воспоминания. Но с распадом СССР обе организации прекратили работу – потому вопрос о новой атрибутике, призванной сплотить коллектив учреждения, не был надуманным.

С учётом сказанного закономерно, что следом за появлением девиза речь зашла и о создании собственного флага Лицея. Этот вопрос решили уже наработанным путём – через конкурс, с закреплением его итога в отдельном документе. Там, в частности, оговариваются пропорции полотнища (отношение ширины к длине должно составлять 2:3) и цвета его горизонтальных полос: верхняя – зелёного, средняя – жёлтого и нижняя – розового цвета.

…и да: своё место на флаге получили слова лицейского девиза, которые пишутся от левого края полотнища.

Материал для флага – простой ситец – был куплен на деньги, полученные от сбора макулатуры. С той поры его полотнище стало узнаваемым элементом традиционных лицейских и даже некоторых общегородских событий, от выпускных вечеров до торжественных парадов.

Сентябрь 1999 года

Летом 1999-го лицеист Роман Назаров провёл одну из смен на черноморском побережье – во Всероссийском детском центре «Орлёнок» (который старшему поколению больше знаком в статусе Всероссийского пионерского лагеря). Путёвку на эту смену Роман получил за свои успехи в учёбе и внеучебной активности в 7-м классе.

Когда в начале осени Роман делился впечатлениями с учителями и учениками, то особо коснулся традиций «Орлёнка», в которых успел поучаствовать сам. В их числе был конкурс «Зажигаем звёзды на аллее Славы».

Наталья Сергеевна Ситчихина (в ту пору – заместитель директора по воспитательной части) задумалась, как перенести представленный опыт «Орлёнка» на лицейскую почву. Так родилась идея конкурса «Лицейские звёзды на флаге Лицея», с которого был начат следующий – 2000/2001 учебный год.

Под занавес этого года (опять-таки во многом ставшего знаковым и переломным для всей России) в ходе Праздника Чести Лицея на флаге учреждения были символически «зажжены» первые три звезды в честь учеников - победителей конкурсных номинаций.

В том году под тремя звёздами подразумевались восемь лицеистов. Так произошло, потому что в одной из номинаций победил целый небольшой коллектив – ансамбль девушек из 9 «А».

Одобренный ученическим Парламентом по итогам первого года, конкурс стал ежегодным, с записью всех результатов в Книгу Почёта и выдачей ученику соответствующего свидетельства.

Этот конкурс – одна из «традиций в развитии»: периодически он пополняется новыми номинациями, и постоянно – новыми именами, которые затем становятся известными далеко за пределами лицейских стен и города Слободского.


Давно ли это было? Сейчас – уже история. Она напоминает, что в отдельных учреждениях (точно так же, как в целом государстве) символы и реликвии появляются не в одночасье, а становятся результатом напряжённого поиска и проходят беспристрастную проверку временем.

Возможно, для кого-то из читателей эта история послужит аргументом, что и на уровне отдельной семьи тоже имеют значение свои знаковые вещи и символы, переходящие от поколения к поколению.


* Можно предположить, что стремление к собственному девизу (и всему сопутствующему символьному ряду) будет расценено некоторыми читателями как избыточная «игра в церемонии». Однако здесь нелишне напомнить, что перед нами не абсолютное новшество, а практика, которая имеет глубокие корни в отечественной истории. Два столетия назад свой девиз был и у Царскосельского лицея, ставшего колыбелью гения Пушкина. Тот исторический девиз тоже состоял из трёх слов – «Для общей пользы».