Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Как замирает школьная жизнь. Маленькое наблюдение

Публикация от 3 декабря в «Живом Журнале» директора Вахрушевской школы Игоря Олина igorolin.livejournal.com

Игорь Олин

Зашёл в электронный архив трёхлетней давности и сам себе не поверил, увидев документы на перевозки детей школьным автобусом. Куда мы только не ездили, жизнь кипела!

Несколько классов из начальной школы практически еженедельно выезжали в бассейны областного центра. В рамках замечательного регионального проекта «Изучая прошлое, создаём будущее» дети разного возраста имели возможность посещать областные музеи. Наши ребята побывали в краеведческом и палеонтологическом музеях, в МВЦ «Диорама», музеях Грина, Циолковского, Васнецовых, Детском космическом центре, музеях воинской славы и дымковской игрушки. Мне лично очень запомнился визит с пятиклассниками в музей-усадьбу художника Н.Н. Хохрякова: гостеприимные сотрудники, интересная экскурсия, великолепная погода, уютная беседка, ворохи осенних листьев, с которыми долго играли дети.

Осенью возили команды школьников-волонтёров на региональный форум «Технологии добра на Вятке», межмуниципальный форум «Время действовать вместе». Доставляли в течение года к местам проведения соревнований спортивные команды (Кирс, Перекоп, Верхошижемье), к местам проведения олимпиад – участников от нашей школы. По просьбе классных руководителей и родителей выделяли автобус на поездки в батутный парк, музей истории шоколада, кукольный театр, драмтеатр, театр на Спасской, аквапарк и др. Могли позволить себе проект вроде «Провинциальное искусство – детям», направляя талантливых юных музыкантов на школьном автобусе в Нагорск, Синегорье, Белую Холуницу. Только в том давнем октябре 16 выездов, за учебный год перевалило за сотню.

Сейчас удивляюсь, как мы всё это успевали? Тут ведь не просто сел-поехал. Надо направить заявку и оформить договор фрахтования с Единой транспортной службой, уведомить ГИБДД и получить согласие, подготовить список детей с указанием ФИО родителей и их телефонов (таковы требования), нужно как-то заинтересовать водителя – ехать-то зачастую вечером или в выходные дни, найти не менее двух сопровождающих.

И как хорошо стало сейчас. За весь прошлый учебный год меньше 10 поездок, которые совершались только по крайней нужде. Голова у руководителя не болит.

В такой знаковой перемене свою роль сыграли несколько факторов:

1) распространение коронавирусной инфекции, когда в определённые периоды всякая активность прекращалась; резко снизилось число массовых мероприятий;

2) если ранее министерство образования на каждый квартал выделяло государственной школе 250 км бесплатного пробега, то позднее все поездки стали проводиться на коммерческой основе;

3) завершены прежние региональные проекты по посещению школьниками музеев, техникумов и колледжей, аналогичных новых нет;

4) водители, осуществляющие подвоз детей к месту учёбы, практически не имеют стимулов для дополнительных поездок с теми или иными классами в город;

5) ужесточение правил перевозок, когда легче не делать, чтобы не попасть под какие-нибудь санкции;

6) резкое подорожание поездок (например, мы скоро едем на региональный форум в Киров за 2400 руб. – деваться некуда, собственная инициатива, тогда как пару-тройку лет назад стоимость была чуть ли не вдвое дешевле).

Как здорово ничего не делать полезного! Сводить всякую деятельность, кроме бумаготворческой, к нулю. Во-первых, тогда ничего плохого не случится. Правда, ничего хорошего тоже не произойдёт, но кому оно надо? Надзорные структуры рады, что им меньше проверять. Финансисты довольны, что им меньше считать. Администраторы в восторге, что снизилось количество заполняемых документов. Педагоги располагают большим количеством свободного времени. Родителям не к кому предъявлять претензии по разным мелочам. Зарплата у всех идёт.

Разве что дети больше сидят в телефонах и виртуальном пространстве, имея всё меньше шансов прикоснуться к миру реальному. Но ведь, главное, вот уже как два года обеспечена их безопасность. А там, глядишь, у них и детство пройдёт.