Как известно, престол православного храма освящался во имя священного лица или события. От этого получал название храм и весь приход. Преображенские и Троицкие, Ильинские и Никольские, Покровские и Успенские – они со временем переиначили прежнюю языческую топонимику, наполнив быт северян новым звучанием, внесли ежедневное напоминание о возвышенном и вечном.
Храмоименования становились неразрывной частью историко-культурного пространства края. Заполнив населённое пространство Севера, эти именования отражали круг религиозных представлений и ценностей тогдашнего массового сознания. Престолы освящались во имя святых: вселенских, общерусских, местных. Религиозное сознание воспринимало их как посредников между Богом и людьми, как помощников в нуждах, заступников от бед, бескормицы и стихии.
Каких же святых выбрали наши предки в число своих Небесных покровителей, кому отправляли свои молитвы о помощи и поддержке в делах и начинаниях, кого они определили в число самых нужных и необходимых в своей жизни?
В «…книге писма и меры Ивана Борисовича Доможирова 1629 года…» читаем:
– В городе [т.е. в крепости] церковь Вознесение Господне да предел Флора и Лавра, древяна, клецки; другая церковь мученицы Христовой Екатерины, древяна, клецки же, с трапезою. Да в городе ж церковь Николы Чюдоворца древяная, стоит без пения, ветха.
Судя по состоянию («ветха»), первой была поставлена церковь в честь св. Николы, который пользовался особой любовью северян, особенно новгородских ушкуйников, речных корсаров Северо-Восточной Руси. В первую очередь, при завоевании новых земель, они возводили церковь во имя св. Николы, тем самым обозначая и закрепляя свое присутствие.
В каком веке она была срублена, можно только предполагать, но если учитывать тот факт, что жемчужина города – деревянная надвратная церковь Богоявленского (Крестовоздвиженского) мужского монастыря – срублена, по преданию, прп. Трифоном Вятским
в 1610 году и стоит уже 410 лет, то надо полагать, что и упомянутой Никольской церкви на момент переписи в 1629 году лет было не меньше.
Всеобщее почитание свт. Николая Чудотворца несомненно. Его чтили крестьяне как помощника в полевых работах. На него надеялись мореплаватели и купцы, считавшие свт. Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Обездоленные видели в Чудотворце особого помощника и защитника в бедах и скорбях. Отмечался этот праздник дважды в году: 4 (по новому стилю 17) февраля – Никола Зимний и 9 (22) мая – Никола Вешний (основной праздник).
Примерно каждый пятый престол Севера был Господским. Не стал исключением и Слободской (Церковь Вознесения Господня). Вознесение понималось в старину совершенно конкретно, как «рост», «подъём», «восхождение». С таким толкованием связаны и обряды Вознесеньева дня, наполненного аграрным смыслом. Праздник этот переходящий (в зависимости от дня Пасхи), праздник торжествующей весны, порог наступающего лета.
В церкви Вознесения предел Флора и Лавра – покровителей лошадей. Лошадь в старину являлась главным богатством, незаменимым помощником, поэтому день святых мучеников Флора и Лавра получил название лошадиного праздника, который отмечался с большой торжественностью 18 (31) августа. В этот день остерегались работать с лошадьми и давали им совершенный отдых, чтобы не накликать конского падежа. Хозяева выводили своих лошадей к рекам и озёрам, купали их в воде, потом завивали лентами их гривы в косы, приводили к церквам, служили над ними молебствия с водосвятием и потом окропляли их святой водой.
Третья церковь – «мученицы Христовой Екатерины». По описанию Доможирова, эта церковь была богаче остальных церквей города и посада по внутреннему убранству и великолепию. Она была главной, и сохранила этот статус до настоящего времени – сегодня это вторая кафедра митрополита Вятского и Слободского.
Культ Екатерины тоже был весьма почитаем на Северо-Востоке Руси, особенно в Слободском и уезде. Праздник в её честь – «Екатерина-Санница» – наступал 24 ноября (7 декабря). Зима в эту пору крепнет, морозы усиливаются. В те стародавние времена, как нередко и в наше время, главным дорожником и мостостроителем был Дедушка Мороз. На Екатерину устанавливались санные дороги, начинался зимний извоз. Ввиду того, что летом перевозка грузов на значительные расстояния была почти невозможна из-за отсутствия дорог, основные перевозки совершались зимой. Притом и вес санной клади (а он регламентировался) был существенно выгодней – 15 пудов в одни сани зимой против 4 пудов летом в одну телегу.
Формировались обозы до ста и более саней, и шли они по Сибирскому тракту, по государевой дороге, через «Слободцкой-город» на перекрёстке дорог:
– …по Верхнекамскому волоку, мимо Екатерининского монастыря на Кай-городок, Соликамск и далее в Сибирь, а другие из Сибири – к Казани и Н. Новгороду. Позднее, в конце XVII века, к Ношулю и далее к В.Устюгу и Архангельску, а с начала XVIII века по новому Сибирскому тракту – на Глазов, Пермь, Курган.
Перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу, шли возчики и торговый люд в город, чтобы поклониться св. Екатерине, покровительнице дорог, о беспрепятственном проезде к месту назначения, свт. Николаю – о защите от лихих людей, сохранности грузов и собственной жизни, св. Флору и Лавру – о защите лошадей от всяких напастей и болезней. И, наконец, Господу Богу, потому как он «…вся, над всеми и всюду».
Как видим, основатели града Слободцкого были людьми практичными, выбирая в число Небесных покровителей тех святых, которые имели прямое отношение к их нуждам и чаяниям, оказывали поддержку в делах, среди которых самым главным была торговля.
Церкви ставились вокруг главной площади города – Торговой (ныне Соборная). Если иметь в виду, что на каждый праздник приезжали гости из соседних приходов, торговые люди и благочестивые богомольцы, то все они получали редкую возможность обойти полный храмовый круг, помолиться и поклониться всему сонму святых и святыням сразу. Все важнейшие православные ценностные ориентиры были представлены в этом круге храмоименований на сравнительно небольшом городском пространстве.
На старинных открытках и фото – виды города Слободского вековой и более давности, на которых запечатлены и утраченные ныне составляющие местного «храмового круга».
По мере роста населения у города образовался посад, огороженный острогом, на территории которого, с ростом благосостояния жителей, были поставлены ещё церкви:
– …Да в Слободцком на посаде Соборная церковь Боголепное Преображение Христово, да предел Благовещение Пречистыя Богородицы, обе древянные, клецки. Да на посаде ж церковь Иоанна Предтечи с трапезою, а другая церковь Николы Чюдотворца, да предел Семион Столпник, древяны клецки. Да на посаде ж церковь святых Апостол Петра и Павла, да предел Зосимы и Саватея, Соловецких чюдотворцов, другая церковь Афонасья Великого и Кирила с трапезою, обе церкви древяны клецки. В Слободцком же за посадом монастырь Богоявленской, а в нем церковь теплая Введения Пречистые Богородицы, да предел Сергия Радонежского чюдотворца с трапезою клецки. Да другая церковь Богоявление Господне, холодная, древяна клецки. Да на воротех церковь Архистратига Михаила, древяна клецки.
И всего в граде Слободцком и в остроге (огороженной части посада) «… 8 церквей, у них 4 предела, да церковь стоит без пения. А церковное построение и в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение – все мирское».
Автор публикации - слободской
исследователь-краевед Сергей Плёнкин