Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Храмовый круг града Слободцкого

Торговая площадь. Новая колокольня Преображенского собора

Как известно, престол православного храма освящался во имя священного лица или события. От этого получал название храм и весь приход. Преображенские и Троицкие, Ильинские и Никольские, Покровские и Успенские – они со временем переиначили прежнюю языческую топонимику, наполнив быт северян новым звучанием, внесли ежедневное напоминание о возвышенном и вечном.

Храмоименования становились неразрывной частью историко-культурного пространства края. Заполнив населённое пространство Севера, эти именования отражали круг религиозных представлений и ценностей тогдашнего массового сознания. Престолы освящались во имя святых: вселенских, общерусских, местных. Религиозное сознание воспринимало их как посредников между Богом и людьми, как помощников в нуждах, заступников от бед, бескормицы и стихии.

Каких же святых выбрали наши предки в число своих Небесных покровителей, кому отправляли свои молитвы о помощи и поддержке в делах и начинаниях, кого они определили в число самых нужных и необходимых в своей жизни?

В «…книге писма и меры Ивана Борисовича Доможирова 1629 года…» читаем:

– В городе [т.е. в крепости] церковь Вознесение Господне да предел Флора и Лавра, древяна, клецки; другая церковь мученицы Христовой Екатерины, древяна, клецки же, с трапезою. Да в городе ж церковь Николы Чюдоворца древяная, стоит без пения, ветха.

Судя по состоянию («ветха»), первой была поставлена церковь в честь св. Николы, который пользовался особой любовью северян, особенно новгородских ушкуйников, речных корсаров Северо-Восточной Руси. В первую очередь, при завоевании новых земель, они возводили церковь во имя св. Николы, тем самым обозначая и закрепляя свое присутствие.

В каком веке она была срублена, можно только предполагать, но если учитывать тот факт, что жемчужина города – деревянная надвратная церковь Богоявленского (Крестовоздвиженского) мужского монастыря – срублена, по преданию, прп. Трифоном Вятским
в 1610 году и стоит уже 410 лет, то надо полагать, что и упомянутой Никольской церкви на момент переписи в 1629 году лет было не меньше.

Всеобщее почитание свт. Николая Чудотворца несомненно. Его чтили крестьяне как помощника в полевых работах. На него надеялись мореплаватели и купцы, считавшие свт. Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Обездоленные видели в Чудотворце особого помощника и защитника в бедах и скорбях. Отмечался этот праздник дважды в году: 4 (по новому стилю 17) февраля – Никола Зимний и 9 (22) мая – Никола Вешний (основной праздник).

Примерно каждый пятый престол Севера был Господским. Не стал исключением и Слободской (Церковь Вознесения Господня). Вознесение понималось в старину совершенно конкретно, как «рост», «подъём», «восхождение». С таким толкованием связаны и обряды Вознесеньева дня, наполненного аграрным смыслом. Праздник этот переходящий (в зависимости от дня Пасхи), праздник торжествующей весны, порог наступающего лета.

В церкви Вознесения предел Флора и Лавра – покровителей лошадей. Лошадь в старину являлась главным богатством, незаменимым помощником, поэтому день святых мучеников Флора и Лавра получил название лошадиного праздника, который отмечался с большой торжественностью 18 (31) августа. В этот день остерегались работать с лошадьми и давали им совершенный отдых, чтобы не накликать конского падежа. Хозяева выводили своих лошадей к рекам и озёрам, купали их в воде, потом завивали лентами их гривы в косы, приводили к церквам, служили над ними молебствия с водосвятием и потом окропляли их святой водой.

Третья церковь – «мученицы Христовой Екатерины». По описанию Доможирова, эта церковь была богаче остальных церквей города и посада по внутреннему убранству и великолепию. Она была главной, и сохранила этот статус до настоящего времени – сегодня это вторая кафедра митрополита Вятского и Слободского.

Культ Екатерины тоже был весьма почитаем на Северо-Востоке Руси, особенно в Слободском и уезде. Праздник в её честь – «Екатерина-Санница» – наступал 24 ноября (7 декабря). Зима в эту пору крепнет, морозы усиливаются. В те стародавние времена, как нередко и в наше время, главным дорожником и мостостроителем был Дедушка Мороз. На Екатерину устанавливались санные дороги, начинался зимний извоз. Ввиду того, что летом перевозка грузов на значительные расстояния была почти невозможна из-за отсутствия дорог, основные перевозки совершались зимой. Притом и вес санной клади (а он регламентировался) был существенно выгодней – 15 пудов в одни сани зимой против 4 пудов летом в одну телегу.

Формировались обозы до ста и более саней, и шли они по Сибирскому тракту, по государевой дороге, через «Слободцкой-город» на перекрёстке дорог:

– …по Верхнекамскому волоку, мимо Екатерининского монастыря на Кай-городок, Соликамск и далее в Сибирь, а другие из Сибири – к Казани и Н. Новгороду. Позднее, в конце XVII века, к Ношулю и далее к В.Устюгу и Архангельску, а с начала XVIII века по новому Сибирскому тракту – на Глазов, Пермь, Курган.

Перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу, шли возчики и торговый люд в город, чтобы поклониться св. Екатерине, покровительнице дорог, о беспрепятственном проезде к месту назначения, свт. Николаю – о защите от лихих людей, сохранности грузов и собственной жизни, св. Флору и Лавру – о защите лошадей от всяких напастей и болезней. И, наконец, Господу Богу, потому как он «…вся, над всеми и всюду».

Как видим, основатели града Слободцкого были людьми практичными, выбирая в число Небесных покровителей тех святых, которые имели прямое отношение к их нуждам и чаяниям, оказывали поддержку в делах, среди которых самым главным была торговля.

Церкви ставились вокруг главной площади города – Торговой (ныне Соборная). Если иметь в виду, что на каждый праздник приезжали гости из соседних приходов, торговые люди и благочестивые богомольцы, то все они получали редкую возможность обойти полный храмовый круг, помолиться и поклониться всему сонму святых и святыням сразу. Все важнейшие православные ценностные ориентиры были представлены в этом круге храмоименований на сравнительно небольшом городском пространстве.

Храмовый круг

На старинных открытках и фото ­– виды города Слободского вековой и более давности, на которых запечатлены и утраченные ныне составляющие местного «храмового круга».

Центральная часть города. Конец 19-го – начало 20-го века

По мере роста населения у города образовался посад, огороженный острогом, на территории которого, с ростом благосостояния жителей, были поставлены ещё церкви:

– …Да в Слободцком на посаде Соборная церковь Боголепное Преображение Христово, да предел Благовещение Пречистыя Богородицы, обе древянные, клецки. Да на посаде ж церковь Иоанна Предтечи с трапезою, а другая церковь Николы Чюдотворца, да предел Семион Столпник, древяны клецки. Да на посаде ж церковь святых Апостол Петра и Павла, да предел Зосимы и Саватея, Соловецких чюдотворцов, другая церковь Афонасья Великого и Кирила с трапезою, обе церкви древяны клецки. В Слободцком же за посадом монастырь Богоявленской, а в нем церковь теплая Введения Пречистые Богородицы, да предел Сергия Радонежского чюдотворца с трапезою клецки. Да другая церковь Богоявление Господне, холодная, древяна клецки. Да на воротех церковь Архистратига Михаила, древяна клецки.

И всего в граде Слободцком и в остроге (огороженной части посада) «… 8 церквей, у них 4 предела, да церковь стоит без пения. А церковное построение и в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение – все мирское».

Автор публикации - слободской
исследователь-краевед Сергей Плёнкин