Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

лесоповал военных лет: топор, пила и газогенератор

Александра Ивановна Булдакова родом из Роговской окрестности, а сейчас живёт в городе Слободском. Осенью 2019-го ей исполнился 91 год.

В год 75-летия Великой Победы Александра Ивановна рассказывает о своих подростковых годах, совпавших с военным временем:

Александра Ивановна Булдакова
– Так получилось, что вскоре после окончания 6-го класса школы моей основной работой стала заготовка леса.

Моя малая родина – уже несуществующая сейчас деревня Шагары (в 3-х километрах к востоку от Рогового). Здесь я появилась на свет 15 ноября 1928 года.

Мой отец, Иван Матвеевич Булдаков, до 1940 года был крестьянин-единоличник – один из двух единоличников в Шагарах (вторым был глухонемой Михаил Булдаков, живший с женой и дочерью Анной).

На протяжении нескольких лет отца, вместе со всей нашей семьёй, принуждали разными действиями к вступлению в колхоз. Забрали на колхозную конюшню нашу красавицу – белую лошадь по кличке «Синько» (и, что вдвойне обидно, потом по весне нерадивые работники утопили её в речке Роговке). Перестали пускать нашу корову не общее пастбище, расположенное рядом с деревней, – так что на выпас мы гоняли её в местность под названием «Олени» – это за два с лишним километра от Шагар…

В 1940 году папа стал работать в Чепецком леспромхозе. Здесь его назначили конюхом в деревню Семушино, где содержались породистые тяжеловозы – с их помощью трелевали брёвна из леса (чтобы весной, когда разольётся речка Мелковка, сбить брёвна в «матки» и сплавить в Чепцу). Это отделение леспромхоза называлось «Кадра».

Моя учёба была – четыре года начальной школы в родных Шагарах, а после ещё два года (5 и 6 классы) в Роговской школе. Затем, с 1943 года, я начала работать: сначала слесарем вместе с подругой (Верой Константиновной Швецовой), но к зиме поменяла слесарный инструмент на топоры и пилы – нас с Верой обеих отправили на лесозаготовки, куда нужно было ходить за 10 километров.

Здесь, помимо валки леса и остальной работы на делянке, в наши обязанности также входила расчистка вывозного пути – и на этом направлении работы у нас только прибавилось, когда зимой 1943 года сюда впервые направили автотехнику. Причина простая: ширина грузовиков была заметно больше, чем у саней, в которые запрягали лошадь – потому и разбрасывать снега нам теперь приходилось больше.

Уточню ещё для понимания, что те первые автомобили, о которых я веду речь, ездили не на бензиновой или дизельной тяге, а были газогенераторными. Чтобы не углубляться в техническое описание (желающие смогут сами прочитать об этом в интернете), скажу, как узнать такую машину на фотографиях военных лет: рядом с кабиной у неё установлена цилиндрическая печка, которую топили небольшими поленьями, при горении выделялся газ, и он служил топливом для двигателя.

Весной, когда дорога становилась непроезжей, вывозка леса с делянок прекращалась, но нашей работе не было конца: согласно строгим правилам, которые и в войну никто не отменял, делянки требовалось очистить: сгрести и сжечь сучья и мусор, а слишком высокие пеньки укоротить, чтобы они не превышали оговорённой нормы.

Бывало, нагрузив последнюю машину в своей смене (брёвна затаскивались наверх с помощью веревок), сами мы садились поверх закреплённых брёвен – и всё время, пока ехали к дому, распевали песни. Несмотря на изнеможение, молодость брала своё!

Война погубила двух моих старших братьев – Василия (1922 года рождения), который пропал без вести в январе 1942-го под Москвой, и Александра (1925 года рождения), который погиб в марте 1945 года.

Вот мой послевоенный жизненный путь в немногих словах:

- До 1947 года работала в столовой леспромхоза, пока не решила перебраться в город. Ясно помнится и теперь, 73 года спустя, как шла к Слободскому пешком в лаптях, а валенки несла в руках. Дойдя до Каринского перевоза, здесь переобулась – оставила свои лапти под ёлочкой, и в свежих валенках перешла по застывшей реке в другую жизнь – на городской берег.

- В городе моя первая работа была – при кочегарке, куда я на конной повозке подвозила торф, а затем весной – на фанерном комбинате, где я окончила курсы бухгалтеров.

- В 1951 году, выйдя замуж, я вернулась на некоторое время в родные Шагары, где работала в колхозной конторе и заведовала клубом; но в конце 1950-х мы с мужем переехали в Слободской, где я и проживаю сейчас.

Фото из семейного альбома
На этом снимке из семейного альбома наша собеседница слева.

Подготовка материала –
Светлана Кошкина (Роговская библиотека)

Подготовка публикации –
редакция «Скат-Инфо Плюс»