Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Слободской. Улицы. Переименование.

Слушания о переименовании улиц

Приведёт ли решение депутатов к завершению бурной полемики?

Вопрос по переименованию 4-х заметных улиц в городе Слободском – по-видимому, на своей «финишной прямой»: насколько можно было понять из комментариев на совещаниях и в интернете, на ближайшем заседании городской Думы его вынесут на рассмотрение местных депутатов (а плановые заседания, по сложившейся практике, проходят в третью среду месяца, в текущем месяце это 18-е число).

Чисто технический факт, без какой-либо идеологической подоплёки: в течение прошедшего сезона, в связи с начатой общественной дискуссией, в редакцию «Ската» поступил такой объём высказываний по переименованию, что вынести их все на полосы «бумажного «Ската» не было даже физической возможности.

Я считаю, что не было и необходимости в тотальном публиковании всех поступающих реплик: некоторые авторы идут проторённой дорогой, пересказывая своими словами что-то уже опубликованное ранее в интернете или в местных газетах.

Однако в поступившем массиве есть и действительно интересные суждения. По мере возможности и по мере обработки поступивших текстов (некоторые получены лишь в рукописном виде) мнения земляков размещаются на интернет-площадках газеты «Скат-Инфо».

Помимо собственно сайта skat-slob.ru, это также две группы

ВКонтакте – «Скат Инфо | Новости Слободской» vk.com/skatinfo

«Слободской уклад» vk.com/public186130800

2 сентября ВКонтакте в группе «Слободской уклад» (vk.com/public186130800) размещена полная 3-часовая видеозапись депутатских слушаний по переименованию улиц, что прошли 21 августа в администрации г. Слободского.

Вход в данную публикацию через QR-код:

QR-code видеозапись

В данной публикации размещены недавние публичные высказывания двух ярких и системных полемистов, которые в вопросе о переименовании оказались «по разные стороны баррикад».

С одной стороны – Игорь Олин, директор Вахрушевской школы (его мнение на 5-6 странице).

С другой стороны – протоиерей Евгений Смирнов, слободской благочинный (его мнение на 7 странице). Думаю, что эта история с переименованием – тот самый случай, когда и думское решение (каким бы оно ни было) не поставит точку в бурной общественной полемике. Поживём - увидим, подтвердится ли догадка.

И как знать: не будут ли через годы обе стороны происходящей полемики благодарны о. Евгению, что своей инициативой он впервые в новом веке так явно и масштабно высветил два существующих в Слободском «идеологических лагеря», и побудил их вступить в переговоры друг с другом. Дай Бог, чтобы опыт этих переговоров позволил в будущем двум «идеологическим лагерям» общаться более конструктивно и понимать друг друга лучше. Это может уберечь городское сообщество от тяжёлого внутреннего конфликта, когда жизнь поставит перед земляками вопросы пожёстче, чем смена названий улиц.

К слободским антисоветчикам (и не только), продавливающим переименование улиц

Размещено 22 августа в интернет-дневнике Игоря Олина igorolin.livejournal.com

Игорь Олин

Вопрос о переименовании улиц расколол город. Аргументы обеих сторон понятны, обе позиции заслуживают уважения, но большинство слобожан пока всё-таки выступает за сохранение советских названий. Тем отчётливее непримиримость и нетерпимость религиозно-монархической группы, которая проявляет особую активность в соцсетях и на сайтах слободских СМИ, беспощадно критикуя советскую эпоху, её вождей и её героев, совершая оскорбительные анонимные выпады в отношении оппонентов. В непреодолимом желании опорочить советский период участники «бешеной» группы идут на прямые исторические фальсификации.

Стремясь ввести жителей города в заблуждение, они рисуют сусальную картину безоблачной и безмятежной России Николая Второго, которую якобы разрушили непонятно откуда взявшиеся «злодеи», захватившие власть и мучавшие народ на протяжении семи с лишним десятилетий. Видных деятелей партии большевиков они представляют исключительно извергами, наделяя их фантастическим количеством отрицательных качеств. При этом они замалчивают кровавые страницы, связанные с временем царизма и православия как государственной идеологии.

Конечно, революционные события 1917 г. и последовавшая за ними гражданская война – трагедия в нашей истории. Однако мы должны понимать объективность причин, которые предопределили именно такое развитие событий. Прежде всего, сама форма правления - самодержавие (абсолютная монархия), не допускавшая серьёзное участие широких слоёв населения в политике. Да, в Первую русскую революцию из последнего императора был выбит Манифест 17 октября, учредивший выборный парламент - Государственную Думу. Но, беспощадно подавив движение масс (если за весь 19 век было вынесено около 80 смертных приговоров, включая декабристов и народовольцев, то при Столыпине были уже тысячи казнённых, следствие, суд и исполнение приговора осуществляли армейские офицеры), царь и его окружение нарушили собственные же законы, обеспечив прохождение в Думу представителей, главным образом, помещиков и крупной буржуазии.

До 80% крестьян жили в условиях крайнего малоземелья и сопутствующей этому фактору нищеты, рабочие трудились за гроши в ужасающих условиях, система социального страхования находилась в зачаточном состоянии, в 1910 г. миллиону детей было отказано в приёме в школу – не было даже системы начального образования, сохранялись феодальные сословные пережитки. Миллионы людей голодали и даже умирали от голода в стране, являвшейся мировым лидером в экспорте зерна. Царизм втянул Россию в кровопролитные японскую и Первую мировую войны, которые с треском проиграл. Более полутора миллионов убитых, многие миллионы искалеченных по прихоти верхушки, которая в это время в прямом смысле купалась в шампанском. Подобный порядок освящался высшими иерархами церкви, нагнетавшими истерику «патриотизма», когда низшие классы проливали свою кровь за сверхдоходы олигархов и монополий.

Наши предки сделали свой тяжелейший исторический выбор (никому и никогда не хочется воевать, убивать и умирать без особой на то нужды, без идеи, которая заставляет делать массы мужчин то, что в мирное время отвращает почти каждого из них в отдельности). В Феврале монархия «слиняла в три дня», как выразился философ Розанов. В Октябре и далее основная масса населения поддержала большевиков, выступивших с идеей построения справедливого социалистического общества. Не останавливаясь на ужасах гражданской войны, объяснимых взаимным крайним ожесточением сторон, а также фактах масштабных репрессий, осуждённых ещё 20 съездом КПСС и особенно поколением перестройки, хочу заметить, что возрождать сегодня битвы «белых» и «красных» – по крайней мере, недальновидность. История не имеет сослагательного наклонения, ничего в ней не изменить, из неё умные политики и мудрые нации извлекают уроки, не повторяя прежних ошибок.

Спустя сто лет, я убеждён, можно уже почитать обе стороны. Можно вслед за М. Волошиным сказать: «А я стою один меж них, в ревущем пламени и дыме, и всеми силами своими молюсь за тех и за других». Можно видеть в Николае II бездарного правителя, но и замечательного семьянина, нельзя не сочувствовать его горю. Нужно жалеть о погибших, о двух миллионах эмигрантов, но и понимать, что жертвы были обусловлены всем предыдущим ходом истории. Можно видеть в революционерах слепых безжалостных фанатиков, но и страстных борцов за всеобщее счастье, создателей небывалого государства равенства тоже. Нужно осмысливать, как эксплуатация и пренебрежение интересами социальных групп приводят к восстаниям и революциям, но и почему прекрасные величественные идеалы порою омываются морями крови.

В советских названиях – не только распоряжения по разнарядке, но детство и жизнь нескольких поколений ветеранов (и поколения средних лет). Давайте их уважать. Конечно, не стоит отрицать тёмные стороны советской эпохи, но мы помним многое замечательное, что с возвращением капитализма ушло или уходит. В именах советских деятелей – октябрятские звёздочки, пионерские галстуки и костры, комсомольские стройотряды и «За Сталина!» из окопов, коммунистические субботники и Гагарин, порыв к светлому завтра. Кроме того, в них ни с чем не сравнимое ощущение принадлежности к государству и народу, которые идут впереди, ведут за собой остальной мир из оков приземлённости, эгоизма и корыстолюбия. Сегодня на своей шкуре многие из нас чувствуют звериный оскал отношений, когда человек со своими бедами (болезни, безработица, старость, низкий доход и т.п.), по большому счёту, оказывается один на один, он никому не нужен. И мы с благодарностью вспоминаем Советы с их воспеванием человека труда, обеспечением пусть не богатого, но достойного (в достатке) существования каждого жителя – с практически бесплатными крышей над головой, электричеством, отоплением, водой, проездом, с их вниманием к детям и старикам, повышению культуры граждан.

Современная политика должна, наверное, не продавливать, а исходить из принципа поиска согласия в спорных вопросах. Бездумное возвращение неких исторических названий (доведя ситуацию до абсурда, можно дойти до названий финно-угорских племён) в противовес мнению значительной части жителей не есть решение прогрессивное. Нужно продолжать искать компромисс и приветствовать именно компромиссные варианты. Например, в моём родном селе никто не возражал (наоборот, активно помогали) ни против восстановления Николаевской церкви на холме в центре села, ни против памятника жертвам политических репрессий, ни против нейтральных красивых названий на НОВЫХ улицах, ни против мемориальных досок видным деятелям как дореволюционного, так и советского периода, ни против красных знамён на домах в советские праздники.

Нам надо учиться уважать историю Отечества и чужие мнения, надо учиться жить в согласии хотя бы в отношении прошлого. Хотя это очень сложно, ведь споры о прошлом, так или иначе, это споры о настоящем. И чем лучше, пригляднее будет настоящее, чем больше современники будут удовлетворены им, тем меньше станет дискуссий с пеной у рта в том числе по поводу наименований. Иначе маятник не остановить.

Где прочитать предыдущую публикацию И. Олина по вопросу переименования улиц («Церковное руководство в Слободском потребовало сменить советские названия улиц на царские»).

Через поисковую строку: igorolin.livejournal.com, (публикация от 31 июля).

Через QR-код (при помощи смартфона):

QR-code. Игорь Олин

Выбор совести
Мнение священника о результатах изучения общественного мнения по переименованию улиц

Предоставлено редакции 14 августа в виде текстового файла (посредством соцсети «ВКонтакте»)

Протоиерей Евгений Смирнов

На прошлой неделе [речь идёт о середине августа] были подведены итоги изучения общественного мнения по вопросу возвращения исторических названий и переименования улиц исторического центра города Слободского – ул. Ленина в Христорождественскую (так она называлась до революции 1917 г.), ул. Володарского в Екатерининскую, ул. Свердлова в ул. А.С. Пушкина.  По представленной информации более  40% высказались за переименование, почти 60% против.

Развернувшаяся в социальных сетях дискуссия по данному вопросу показывает, чем был обусловлен выбор многих слобожан, выступивших против переименования. - Откровенным обманом и эмоциями.  Увы, но не обошлось без грязного пиара, к которому активно прибегают противники переименований. С их стороны был выброшен целый шквал негатива в адрес царской России, действующей власти, современной Церкви, инициаторов и сторонников переименований и вообще верующих людей. При этом приводились самые нелепые аргументы, которые людям неосведомлённым могли показаться убедительными и справедливыми.

Самым расхожим из них был о том, что переименование слишком дорого обойдётся для бюджета. Многие именно поэтому и выступили  против. - Но ведь это ложь! Переименование улиц не требует бюджетных затрат. Недавнее возвращение исторического названия улице Никольской и Соборной площади это подтвердило. По сути, цена вопроса – это смена табличек на домах. И то они изготавливаются и устанавливаются за счёт ходатайствующей стороны, а не на средства городского бюджета. 

Не было и никакой замены паспортов и других документов и связанных с ними очередей. Так может, пора уже перестать противникам переименований врать о том, что нужно будет менять паспорта и другие документы, и кошмарить откровенной ложью доверчивых слобожан? Если и возникают проблемы в оформлении документов, то они связаны с обновлением баз данных в компьютерах в соответствующих службах. Эта техническая проблема не требует ни финансовых, ни временных затрат. Её решение зависит исключительно от оперативности руководства и сотрудников соответствующих служб.

Соответственно дальше идёт демагогия о проблемах города, куда следует направить бюджетные средства  вместо переименования. При самых благих переживаниях, что в городе нет бассейна и масса других проблем, люди почему-то не замечают положительных перемен. По-прежнему на странице Н. Дубравина - старшего пишут о разбитом асфальте на улице Ленина, хотя он уже отремонтирован, заявляют о заброшенном  парке Пушкина, хотя он благоустраивается, ну и для кучи приплетают нехватку детских площадок и плохие тротуары, хотя и они активно благоустраиваются благодаря ППМИ. Невольно возникает вопрос – какое это вообще имеет отношение к переименованию? Просто хочется поиграть на эмоциях людей и, используя информационный повод, поправить пошатнувшийся имидж  оппонентам городской администрации, якобы выступающим за благо народа?

Верхом цинизма и безграмотности можно назвать размещённое в социальных сетях видеообращение, где глава города Слободского Ирина Викторовна Желвакова именуется «попадьёй», т.е. женой священника. И что, мол, в силу религиозных убеждений главы и проводится вся кампания по переименованию улиц. На эту откровенную ложь даже не хочется отвечать.  Муж Ирины Викторовны, Рязанов Александр Николаевич, не является священником, поэтому уже давно пора прекратить откровенные спекуляции на эту тему. А инициатором переименований являюсь я. И как благочинный Слободского округа Вятской Епархии я довёл до главы города многочисленные и многолетние пожелания верующих людей по переименованию улиц.

Далее по популярности следуют более прозаичные, но не менее многочисленные  и резко негативные рассуждения о якобы клерикализации общества, о проблемах царской России, приводятся отдельные исторические аргументы и цитаты из кощунственных стихов раннего Пушкина, что также может производить определённое впечатление на рядового обывателя, не знакомого глубоко с историей и творчеством Пушкина, а о клерикализации общества рассуждающего на основании публикаций жёлтой прессы.

Рассуждения эти основаны на элементарном невежестве, негативной агитации и пропаганде в адрес царской России ещё советского периода и отдельных современных прозападных СМИ. Иногда это просто эмоции. Но удивляет то, что активно опираясь на данные различных непонятных сайтов и ещё советские учебники истории и литературы, противники переименований принципиально не хотят замечать очевидных фактов, против которых бессильны все их доводы.

Горькая правда о массовых репрессиях, организованных Лениным и проводившихся в жизнь Володарским и Свердловым, о красном терроре и гражданской войне, о последующей политике расказачивания и раскулачивания, прямом издевательстве над русским крестьянством, об изъятии последнего хлеба у многодетных и искусственной организации массового голода, горькая правда о массовых расстрелах без всякого суда и следствия ими просто обходится молчанием. Потому что эти зверства нельзя оправдать ничем!

Поэтому проще коммунистам об этом в очередной раз умолчать, как молчали они об этом все 70 с лишним лет советского периода. Так может, уже наступило время признать горькую правду и исправить ошибки истории хотя бы в нашем городе? Может, пора перестать защищать откровенных террористов и убийц, презиравших русскую историю и культуру и развязавших настоящий геноцид русского и других народов, унесший миллионы человеческих жизней?

Пусть Н. Дубравин, коммунисты и другие противники переименований спросят у потомков репрессированных простых русских мужиков из разорённых коммунистами деревень, по которым во всей полноте прокатился каток ленинской политики, что думают они о Ленине, Володарском и Свердлове! Эти люди жили в нашем городе и окрестных деревнях, которые просто вымерли, благодаря «мудрой» ленинской политике. Их дети и внуки помнят о судьбе своих родителей и предков. И это отличает их от партработников, призывавших во имя абстрактного светлого будущего забыть историю дореволюционной России, людей типа Володарского, Свердлова, Корто, у которых не было малой родины и которые никогда не любили Россию.

Каждой осенью, согласно гражданскому календарю памятных дат,  мы вспоминаем жертв политических репрессий, а в церковном календаре нет дня, когда бы не было памяти рядового священника, его супруги, детей, монаха, епископа, простого русского верующего мужика, женщины, старушки, расстрелянных за веру. Церковь помнит о новомучениках и своих погибших чадах и глубоко скорбит о трагедии, которая прокатилась катком по русской земле. Поэтому верующие в Бога люди не могут выступать против переименования улиц, носящих имена палачей русского народа. Поддержать улицу Володарского, Свердлова, Ленина, Корто, людей, чьим бесчеловечным преступлениям оправданий быть не может – это означает наступить на свою совесть и предать свою веру. Особенно это касается улицы Христорождественской. Выбор прост – Христос или Ленин? Ответ за выбор придётся держать перед Богом и совестью.

Мнение большинства здесь не может быть определяющим, потому что голосовать надо не большинством, а совестью. Как справедливо заметил один из участников дискуссии в социальных сетях, большинство на Украине недавно ещё голосовало за Порошенко, а своё время в Германии также большинство поддержало на выборах фашистов во главе с Гитлером. Поэтому что важнее – обманутое и одурманенное большинство или правда?

Хочется надеяться, что депутаты Слободской городской Думы, которым предстоит принимать окончательное решение, примут во внимание не только сухие цифры статистики обращений, но и то, чем эти обращения продиктованы. Это боль о нашей истории и горе миллионов людей с одной стороны, и грязный пиар и ложь с другой. Для каждого депутата это будет выбор его веры и его совести. Это будет исторический выбор. И ошибок здесь быть не должно.

Где прочитать предыдущую публикацию о. Евгения по вопросу переименования улиц («Нельзя привыкать к злу. Одна из причин переименования улиц в Слободском»).

Через поисковую строку: vk.com/skatinfo, (публикация от 31 июля в 20.30).

Через QR-код (при помощи смартфона):

QR-code. Протоиерей Евгений Смирнов