Узнать подробнее...

г. Слободской, ул. Володарского, 45

Такие разные пожары – масштабные, анекдотичные, точечные, отложенные, на конвейере, в кабине крана…

Пожар на складе. Фото 1

Утром 5 июля пожар произошёл в Первомайском микрорайоне города Слободского на спичечной фабрике.

Помимо официальных сводок (по линии МЧС), по итогам этого пожара в распоряжении редакции оказался также и текст, который сегодня с позволения автора размещён в газете.

Автор текста – житель Первомайского микрорайона Борис Лялин (полагаю, ряду земляков он знаком благодаря публикациям в своём интернет-дневнике numarex.livejournal.com).

Борис Лялин

Со своей стороны буду рад, если из этой публикации почерпнут для себя что-либо полезное те специалисты, чья работа сегодня связана с соблюдением норм пожарной безопасности.

Случившийся 5 июля в Первомайском пожар на материальном складе спичечной фабрики заставил вспомнить мою работу на этом предприятии в течение трёх с лишним десятков лет. Лозунг тогдашних производителей – «Больше спичек стране!» И хороших спичек. «Спички должны гореть», – требовал ОТК. Спички должны гореть у потребителей – насущное требование службы охраны труда и пожарной безопасности, возглавлять которую мне довелось последние 15 лет работы.

За эти годы произошло немало пожаров и загораний по разного рода причинам. Из основных: нарушение технологических режимов производства, неотработанность рецептуры зажигательной массы, неудовлетворительное содержание оборудования, – и всегда человеческий фактор, в той или иной степени. К примеру, при выполнении операции перетирки спичек на автомате кассета с 30-ю тысячами спичек вспыхивает, выбрасывая пламя в лицо работницы. Загрязненная кассета, слишком «чуткие» к трению спички, чуть грубее прикосновение гладилки – и несчастья не избежать. Сейчас этих операций не осталось, современное оборудование позволило отдалить опасный производственный фактор от работника и увеличило возможность локализации точечного загорания.

Особое внимание всегда уделялось производству работ с повышенной опасностью, в частности огневых. Древесная и бумажная пыль (где в деревообработке без неё!), легковоспламеняющиеся материалы и полуфабрикаты. Пока член ДПД не проверит подготовку места работ и первичных средств пожаротушения – сварщик электродом не ткнёт. По окончании – проливка и контроль.

Был случай отложенного загорания. Спустя почти два дня после производства сварочных работ на совершенно, казалось бы, безопасном рабочем месте окорщика в выходной день затлела и задымилась скопившаяся под деревянным помостом кора и пыль. Дежурный член ДПД потушил.

Пожарная дружина на нашем предприятии работала всегда, и не только на производстве: сколько раз приходилось участвовать в тушении пожаров и за пределами предприятия в жилом секторе.

Пожар на складе. Фото 2

Пожар на складе. Фото 3

Жив в памяти первый крупный пожар 1983 года на том же складе (помнится, из-за шалости детишек с огнём на эстакаде склада картона). Пламя перекинулось на смежный склад готовой продукции.

Осенний ноябрьский вечер. Вышел на пробежку, вижу над складом дым. Забежал в спортивный клуб (будущий «Этап») к воспитанникам Сергея Кузнецова, крикнул о пожаре. Надо помочь тушить. Добежали до склада.

Вместе с другими прокладывал рукавную линию от ближайшего водоисточника (на улице Слободской). Довелось постоять со стволом. Горело сильно – пригнали даже пожарный поезд, не считая множества местных и кировских пожарных частей.

Когда пожар локализовали, сбегал домой, переоделся из спортивного в более тёплое и чего не жалко. Остался по просьбе тогдашнего руководства (как член добровольной пожарной дружины) на всю ночь проливать оставшиеся очаги горения.

Самое нудное – заливать постоянно здоровенные рулоны спичечного картона. Потушить их практически невозможно, пламя уходит внутрь. Залил – минут через 15 снова открытый огонь. Под утро их свезли погрузчиком в поле, где они тлели-горели ещё с неделю.

Потом субботник по расчистке горелого, выносу остатков.

К слову, за время работы на «спичке», пройдя почти по всем цехам и участкам, участвовал в тушении не менее трёх десятков пожаров и загораний. Это не считая мелкие вспышки спичек на оборудовании для производства. Что, в общем-то, рядовое явление. Порой за смену на набивке (укладке спичек в коробки) случалось до десятка и более раз в смену. Более трагично и объёмно горят спичечные автоматы. Как правило, с пострадавшими. Тушить без изолирующих средств – попробуй сунься, спички горят с удушающим запахом. Да и водой заливать не всегда полезно: горящий парафин разбрызгивается фейерверком, а планки спичечного автомата коробятся – на выброс.

Из анекдотичных – пожар при монтаже системы автоматического пожаротушения в автоматном участке сторонней организацией. От искры по пыли на полу пламя добралось до запаса спичек в кассетах, стоящих в нарушение правил на полу, а не в специальном стеллаже, – и пошло рваться.

Смонтированная система в итоге так и не была запущена.

Было и странное ночное загорание большого резервуара разогретого жидкого парафина на том же участке в отдельном помещении. На мой взгляд, от внесённого источника огня, хотя пожарный инспектор посчитал причиной неисправность осветительной линии. В моё дежурство. Обнаружил не сразу, при очередном обходе услышал хлопки вспыхивающих кассет со спичками. Пламя с горящим парафином ушло вниз на транспортёр кассет со спичками и в верхнее помещение через перекрытие.

Вызвал пожарных, до приезда с дежурным электриком сбивали пламя с транспортёра, в парафин не лили. Только пена!

Запомнилось тушение загорания в кабине крана на лесной бирже. Стрёмно было лезть на большую высоту с 8-литровым порошковым огнетушителем в одной руке при моей боязни высоты. Государственный пожарный переминался у крана в ожидании, пока я обесточу линию питания, лез следом и больше мешал. «Не открывай, – кричит, – кабину. Сильнее разгорится!» Не послушался.

А причина загорания проста: кран по окончании работ не обесточен, штатный обогреватель включен, а на нём оставлены сушиться рукавицы и валенки, рядом горючий хлам.

Большая часть жизни на «спичке» в ДПД (добровольной пожарной дружине). Дежурства по выходным и по ночам. Последние 15 лет руководство и расследование всех инцидентов. А их, поверьте, при производстве спичек навалом.

Народная мудрость: «Вор придет – стены оставит, пожар заберет всё». Порой и жизнь. Берегите себя!

Пожарная машина

Добавочная реплика к новости о пожаре, размещённая в тот же день (5 июля) на numarex.livejournal.com

– Из дымящего склада погрузчик ковшом вывозит россыпь тлеющей спичечной соломки. Пожарный поливает гору из брандспойта. Хранение вместе с материалами разного рода готовой продукции – нонсенс.

Информатор: «Не электро. Внесённый источник огня, но не поджог. Случайность». Второй этаж склада заполнен спичками. Уцелел. Все остальные склады готовой продукции тоже забиты под завязку.

Как всегда...

Подготовка размещения – «Скат-Инфо Плюс»